Опыт организации внеурочной деятельности  по истории  как условие развития личности в соответствии с ФГОС  в МБОУ «СОШ № 33» г. Чебоксары

Цель внеурочной деятельности по истории - это углубление знаний, полученных школьниками на уроках, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой;

2) учить реферировать и рецензировать;

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией;

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках;

5) формировать потребность в самообразовании;

6) повысить уровень социализации школьника;

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуют соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя. Значительная часть внеурочной работы носит  коллективный характер.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33  имени Героя России сержанта Н.В. Смирнова» города Чебоксары Чувашской  Республики основано в 1968 году. Одним из первых директоров этой школы был участник Великой Отечественной войны Михайлов Илья Михайлович.  В 2004 году школе присвоено имя первого Героя России из Чувашии по инициативе Чувашской  республиканской организации  Общероссийской общественной организации «Союз ветеранов Афганистана».   Данные факты являются ведущей темой Урока мужества, которые проводятся по следующим направлениям: Великая Отечественная война, Афганская война, Дни воинской славы России.

Уроки Мужества, проводимые членами общественных организаций «Пограничное братство», «Союз ветеранов Афганистана»,  стали традицией нашей школы.

Урок мужества  - это  диалог, дискуссия  между юными гражданами, готовящимися к взрослой жизни, и  человека, который в своей жизни смог преодолеть страх, перенес физические и нравственные страдания, преодолел трудные ситуации, вызванные событиями войны, боевых действий.  Это диалог о нравственных, гражданских ценностях.

Целью Урока мужества является развитие представлений обучающихся об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

  • мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
  • включение обучающихся в социально полезную деятельность;
  • организация взаимодействия обучающихся с молодежными и детскими общественными объединениями, некоммерческими организациями, институтами гражданского общества;
  • повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколения, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающихся в помощи.

Содержательное наполнение Урока мужества представляет собой диалог, дискуссию о нравственных, гражданских ценностях, возможностях изменения окружающей действительности к лучшему. Образовательная часть Урока мужества иллюстрируется героическими примерами. Использование информационных технологий в ходе подготовки и проведения Урока мужества позволяет вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах детей.

Особо акцентируется внимание обучающихся на событиях исторического наследия России, на подвигах защитников Отечества, страницы биографии которых демонстрируют активную гражданскую позицию, проявление в экстремальной ситуации, благородное преодоление трудностей.

Урок мужества раскрывает понятия «патриотизм», «гражданственность», «подвиг», «героизм», «самоотверженность», «честь», «долг», включает обучающихся в дискуссию о неразрывной связи героической истории России и активного участия юных граждан в решении проблем ближайшего социального окружения.

Важным моментом при подготовке и проведении Урока мужества являются активность самих обучающихся, их заинтересованность в мероприятии, понимание его значимости, непосредственное участие обучающихся и их родителей во всех выбранных воспитательных формах работы.  Результаты проведенного Урока мужества находят отражение на школьных сайтах, на информационных стендах образовательной организации,  печатной работе.  Так, например, создан баннер на сайте школы «Первый Герой России из Чувашии», web-страничка «Патриоты России»,  информационный альманах «Школьная книга Памяти»

          В содержательную часть урока включается беседа непосредственных участников событий. Так, на тему Афганской войны и вооруженных конфликтов на Кавказе урок провели Председатель правления ЧРООП «Пограничное братство» Шорников Анатолий Борисович и член правления ЧГО «Российский союз ветеранов Афганистана», ветеран боевых действий в Афганистане, кавалер медалей  «За отвагу» и «За боевые заслуги» Игнатьев Сергей Петрович. Анатолий Борисович и Сергей Петрович знают о мужестве не по книгам. Они сами в определенных жизненных ситуациях проявили силу духа. Рассказывая о себе, личным примером   дали понять мальчишкам и девчонкам, что такое долг, мужество, честь, ответственность. Это очень важно особенно для тех ребят, которые оступились, совершили неправомерный поступок.

          Знаменательно в школе проходит день 30 января, день рождения нашего ученика, первого героя России  Николая Смирнова. Этот день считается у нас Днем памяти Первого Героя России из Чувашии Николая Смирнова. В этот день обязательно в гостях у ребят представители общественных организаций «Союз ветеранов Афганистана», «Пограничное братство», «Чувашский Республиканский Союз ветеранов боевых действий на Северном Кавказе», родственники Героя Николая Смирнова. В продолжение этой темы ежегодно ребята посещают Музей боевой славы.

         Познание исторических событий, связанных с афганской войной, вооруженных конфликтов на Северном Кавказе продолжается в исследовательской работе. В ходе работы учащиеся изучали данный исторический период не только по учебнику и статьям, но и по документам из личного архива семьи Н.Смирнова. Материал размещен на баннере 33  школы «Первый Герой России из Чувашии».

         Тема Великой Отечественной войны раскрывается на  Уроках мужества, куда нами приглашаются ветераны ВОВ, труженики тыла.  Школа уже несколько лет сотрудничает с Советом ветеранов ОАО «Текстильмаш». Между Советом и учащимися установилась тесная связь и продолжается по настоящее время. Организуются частые встречи. Ветераны проводят Уроки мужества, а ребята готовят сценические выступления к Дню защитников Отечества, Дню Победы, где раскрывается тема войны через художественные образы. Активное  участие обучающиеся нашей школы приняли в выпуске книги «Солдаты  и дети Победы»,  участвуя в открытом  творческом конкурсе «Рассказы деда о войне», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г..  Эта книга – книга воспоминаний участников ВОВ, записанных  детьми.  Первоначально в нашей школе прошел конкурсный отбор. И лучшая работа была направлена в оргкомитет конкурса, который был организован  Чебоксарской городской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

Уже второй год наша школа в преддверии 9 мая проводит Урок Победы. Данный урок под руководством учителя организуют старшеклассники. Здесь  учащимся 9-11 классов предоставляется возможность свои знания, умения проявить на новом уровне. Урок готовится на базе того, что сам старшеклассник узнал из учебника истории, литературы, беседы с ветеранами, и  в процессе его самостоятельной  исследовательской деятельности.

 Другой вид деятельности, очень востребованный и учителями, и учащимися, – это организация экскурсий. Продолжая тему Великой Отечественной войны, необходимо остановиться на организации экскурсии в самой знаменательной части нашего города МУК «Парк Победы». Экскурсия,  как обычно, предполагает форму лекции. Экскурсовод  рассказывает, учащиеся слушают. Но, учитывая требования ФГОС и условия, при котором должна развиваться личность, данный вид деятельности приобретает новый формат. Возможно использование технологии квест- игры.  Квест- игра «Экскурсия «Город твоих побед». В своей работе учителя истории используют разработку методистов Центра детского творчества Калининского района города Чебоксары «Город – твоих побед», немного ее варьируя, дополняя заданиями для среднего возраста. Особое внимание уделяется разделам «Интеллектуальная викторина» (тема: «Музей боевой техники»), «Военная слава» ( тема: «Воины-интернационалисты»), «Монумент славы» ( тема: «Героические сражения», «Великие полководцы») и т.д

     В методической литературе встречается целый ряд определений экскурсии. В педагогическом словаре экскурсия определяется как форма образовательно-воспитательной работы с учащимися, предполагающая организованный выход за пределы школы для наблюдения изучаемых явлений в естественных условиях (природа, завод, колхоз, памятные места и др.) или в специально созданные хранилища коллекций (музей, выставка).

Но важным на экскурсии является не столько выход в какую-то иную обстановку, сколько специфический характер деятельности учителя-экскурсовода и учащихся, осуществляемой в ходе наглядно воспринимаемых объектов. На экскурсии возникает иное взаимоотношение наглядных средств и слова, изменяются их роль и место в познавательной деятельности учеников.

Экскурсия вносит образность в понимание предметов и явлений. По-разному учащиеся воспринимают рассказ о сражении. В классе действует слово, по содержанию часто отвлеченное; на экскурсиях же воображение находит опору в конкретном материале, обогащенном живым словом руководителя.

Экскурсия связана со школьным курсом истории и проводится перед началом занятий по определенной теме. Назначение экскурсии – вызвать интерес к теме, обогатить наглядным материалом изучаемое. Экскурсией можно завершить работу по теме, закрепив тем самым знания учащихся, полученные ими в классе.

 В целях реализации программы патриотического воспитания и развития образовательного туризма и краеведения в нашей школе была организована проектная деятельность. Пятиклассники прочитали книгу «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. В основу этого произведения положены реальные события, происходившие в годы Великой Отечественной войны. Главным героем повести является легендарный летчик, Герой Советского Союза – Алексей Петрович Маресьев.

Пятиклассники подробно изучили биографию летчика, воспоминания о нем, смастерили макет самолета, на котором летал Маресьев, а также нашли информацию о летчиках, которые подобно Маресьеву после тяжелых ранений возвращались в авиацию.

Завершающим этапом проекта стала экскурсионная поездка учеников в поселок Ибреси. Именно в ибресинской летной школе летчик Маресьев учился заново летать после ампутации ног. Ребята встретились с Нарспи Корниловной Васильевой, которая лично была знакома с Алексеем Петровичем и поддерживала с ним переписку.

Жители поселка Ибреси гордятся тем, что в их краях обучался Алексей Петрович Маресьев. Они бережно хранят память об этом человеке, о Настоящем Человеке, который совершил такой бессмертный подвиг. Главная улица в Ибресях названа в честь Маресьева, в парке установлен памятник летчику.

2016 год является памятным, в мае исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного летчика Алексея Петровича Маресьева.

Новые государственные образовательные стандарты рекомендуют учителю существенное расширение образовательного пространства: 30% учебного времени он должен проводить с учащимися вне класса или группы. В связи с этим  с 2015-2016 учебного года школа принимает активное участие в    городском проекте  «Образовательный туризм  «Живые уроки». В настоящее время детский туризм стремительно набирает обороты. Этому способствовало, прежде всего, создание Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации, создание Координационных советов по детскому туризму в субъектах РФ, процесса «импортозамещения», деятельность туроператоров по детскому туризму. Стратегической задачей детского туризма является изучение родной страны и приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям государства, что должно обеспечить интеллектуальное, духовное и творческое развитие, а также патриотическое воспитание подрастающего поколения.  Учителями школы организуются экскурсии в Музей «Бичурин и современность», КВЦ «Радуга», Музей боевой славы МБОУ «СОШ № 30» г. Чебоксары, Этнографический  музей под открытым небом, Чувашский государственный  художественный  музей, музей им. В.И. Чапаева, МУП «Парк Победы», в Госархив  Чувашской Республики электронной и кинодокументации, Чувашский национальный музей, Литературный музей.

В настоящее время развивается так называемый промышленный туризм, когда ребята посещают предприятия города.

Данный вид деятельности позволяет плодотворно проводить  работу по получению знаний краеведческого характера. На уроке бывает недостаточно времени, чтобы можно было проследить, как и какие  исторические события проходили в нашем крае. Ознакомление с историей родного края, города в данном случае более многогранно. Здесь же можно проследить, как связана история родного края с историей всего государства.

Особый интерес у наших учащихся вызывают исторические личности. Так неоднократно посещается музей им. Бичурина в п. Кугеси и проводятся исследовательские работы.  С 2013 года учащиеся принимают участие в Бичуринских чтениях.

В школе уделяется большое внимание внеурочной деятельности по истории, ознакомлению и изучению достопримечательных мест города, республики, всего, что связано с достижениями наших людей в прошлом, настоящем. Именно такая плодотворная работа способствует пониманию социальной жизни, раздвигает духовный горизонт человека, помогает ему определить свое место в обществе, рождает уважение ко всему, что сделано трудом и героической борьбой поколений, воспитывает любовь  к Отечеству и своему народу.

Примером этому могут служить следующие факты: активное участие в акции «Часовой у знамени Победы»; участие в городских добровольческих акциях; несколько наших школьников вступили в ряды общественного движения «Юнармия»; участие в олимпиадах, конкурсах вне школы.

Внеклассная деятельность по истории является неотъемлемой частью воспитательной работы в целом.  А в последнее время понятие «внеурочная деятельность» считается составной частью образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, в которой большое значение  также имеет  руководящая роль учителя, его творческий потенциал. Внеклассная работа заставляет учителя постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, что положительно сказывается на всем учебном процессе. Являясь естественным продолжением традиционного урока, внеклассные занятия привносят в процесс обучения то, что не предусмотрено школьной программой изучения истории.

Внеклассная деятельность значительно повышает общий культурный уровень современных школьников. Детей привлекают разнообразные формы этой работы. У них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, глубже познакомиться с прошлым, настоящим и  думать о будущем, найти свое место в жизни, определить свою гражданскую позицию.

 Кузьмина Татьяна Николаевна