Оригами как прием обучения и развития учащихся в начальной школе

" Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания"

В.А. Сухомлинский

Учитывая психологические особенности младшего школьника, для формирования устойчивого внимания и познавательной активности учащихся на различных этапах урока в своей работе я широко использую элементы оригами.

Искусство оригами каждому из нас знакомо с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал самолетики, кораблики, петушков из бумаги. Сегодня это увлечение популярно как никогда: им увлекаются и малыши, и взрослые. Оригами не только интересно для ребенка, но и очень полезное для его развития занятие, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. А ведь внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности младшего школьника. Развивая внимание детей, нужно учитывать круг его увлечений, интересов. Оригами-это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке. И несомненно, использование элементов оригами на уроках будет способствоать всестороннему развитию детей.

Уже при первом знакомстве с этим искусством знакомимся с такими простыми геометрическими фигурами, как прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция. Учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ. Сам же процесс складывания способствует активизации левого и правого полушария мозга, поскольку в работе вовлечены обе руки.

Элементы оригами я использую не только на уроках математики и технологии, но и на уроках обучения грамоте. В букварном периоде символы гласных звуков обозначаются красным квадратом, символы твердых согласных звуков-синим, мягких согласных-зеленым квадратом. В ходе повторения темы "В царстве гласных и согласных звуков" с помощью оригами красные квадраты плавно превращаем в домики для гласных звуков, а синие и зеленые квадраты-в домики для согласных звуков. Работа проводится по вариантам в игровой форме. Дети с большим интересом включаются в работу. Они с удовольствием напечатают на своих домиках изученные графические знаки (буквы) этих звуков. У кого-то гласные буквы забавно выглядывают из окошка, у кого-то расположены в ряд на крыше домика. Тут можно использовать еще штриховку. Каждый проявляет свое творчество, свой художественный вкус.

Такая работа помогает детям закрепить понятие о гласных и согласных звуках, развивать мелкую моторику, воображение и творческую активность. Успешность , доступность вдохновляют ребенка, стимулируют продолжать осваивать новые приемы складывания. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Из года в год знания детей в этой технике совершенствуются. Они начинают читать схемы, овладевают базовыми формами, приобретают разную литературу, меняются схемами. Некоторые любители пытаются устраивать мастер-классы. Участвуют в разных конкурсах. Ежегодно в нашей школе проходит новогодний конкурс «Символ года». Участвуя в этом конкурсе, мои воспитанники не раз занимали призовые места. Изделия, выполненные в технике оригами, всегда привлекают внимание.

Сколько радости получают дети от уроков технологии! Сложенные свои фигурки здесь они штрихуют, украшают, оживляют любыми средствами. После раскрашивания каждая фигура приобретает свой собственный неповторимый характер.

Урок литературного чтения можно оживить персонажами и атрибутами, сделанными на уроках технологии. Дети любят своих бумажных героев и используют их в инсценировке художественных произведений. Ребята бережно относятся к своим фигуркам из бумаги.

Использование элементов оригами на уроках у моих воспитанников развивает:

-способность работать по инструкции и осуществлять контроль действий;

- мелкую моторику и помогает подготовить руку к письму;

-точность и аккуратность;

-любовь к математике и геометрии;

-внимание, наблюдательность;

-терпение, так называемый внутренний тормоз- умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

-фантазию и творческие способности;

-умение управлять своим телом;

-чувство коллективизма, сплоченности;

-конструктивное мышление;

-художественный вкус.

Оригами, совершенствуя трудовые умения и навыки, дарит детям и родителям здоровье и радость. А радость, полученная от любимой работы-это счастье.

-

Шайкина Валентина Николаевна