Печать

Педагогические идеи В.А.Сухомлинского в теории и практике Г.Н.Волкова

Пыркова Р.Г.

учитель русского языка и

литературы, МБОУ «СОШ№33»

Иванова В.А.

учитель истории, МБОУ «СОШ№33»

Аннотация. Статья посвящена 100-летию со дня рождения великого педагога В.А.Сухомлинского, рассматривается творческая связь В.А.Сухомлинского и великого чувашского этнопедагога Г.Н.Волкова.

Ключевые слова. В.А.Сухомлинский, педагог, мир детства, великие педагоги, Г.Н.Волков, этнопедагогика, воспитание в чувашских семьях, педагогика жизни.

Прошло 100 лет со дня рождения В.А.Сухомлинского (1918-1970), но его педагогические идеи продолжают жить и развиваться в школе и сегодня.

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский мог достигнуть поразительных результатов в практике воспитания подрастающего поколения и гениального теоретического обобщения коллектива Павлышской средней школы только благодаря тому, что он с исключительным вниманием относился к педагогическому наследию великих педагогов прошлого. В своей работе «Павлышская средняя школа» он писал: «Идеи великого педагога Ушинского, направлявших школу, учителя, ученика на изучение окружающего мира, учивших исследовать, объяснять то, что человек видит, - преломляются в нашей работе применительно к нашим задачам воспитания»[1].

В.А.Сухомлинский, как и великие педагоги, высоко оценивал роль учителя. Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для него большим, ни с чем не сравнимым счастьем. Он посвятил свою жизнь детям. Свой труд назвал «Сердце отдаю детям». Эта книга посвящена миру детства. Замечательные слова В.А.Сухомлинского вошли в сердце каждого учителя: «Я твёрдо верю в могучую силу воспитания – в то, во что верили Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие выдающиеся педагоги» [2].

Особое значение придавал В.А Сухомлинский родному слову. Он очень   много работал с детьми. И прилагал все свои знания, чувства и силу, чтобы воспитать в детях любовь к слову.

На высоком научно-педагогическом уровне осуществлял идеи Василия Александровича Сухомлинского в практической работе чувашский учёный, этнопедагог Геннадий Никандрович Волков. Они часто переписывались, советовались. В воспитательно-образовательной работе с детьми В.А.Сухомлинский придавал большое значение произведениям народного творчества, содержащим ценный познавательно-нравственный материал, способствующий развитию речи.

В Павлышской школе – большой стенд, на котором написано: «Мать, помни, что ты главный педагог, главный воспитатель. От тебя зависит будущее общества». На стенде имеются советы для матери. Первый совет такой: «Мамы, рассказывайте своим детям родные сказки». Сказка воспитывает любовь к родной природе, к родной земле, потому что она – творение народа. Так появились у Геннадия Никандровича Волкова в конце 40-ых годов прошлого века его «Бабушкины сказки», а позднее –его фундаментальные труды «Чувашская народная педагогика» (1966), «Этнопедагогика» (1974), в 1989 году Чувашское книжное издательство выпустило книгу Г.Н.Волкова под названием «Педагогика жизни». И вновь о мудром опыте народного воспитания. Автор убеждает нас в том, что любовь к Родине зарождается в человеке с детства. Родина – золотая колыбель. Любовь к этой колыбели начинается с любви к матери и отцу, дедушке и бабушке, родному языку, колыбельной песне, сказке, культуре и истории родного народа. Многие строки звучат как гимн матери.

Г.Н.Волков в своих фундаментальных трудах «Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика чувашского народа», «Чувашская этнопедагогика», «Жизнь, смерть и бессмертие патриарха», «Духовное просвещение»   подчёркивает значение фольклора, традиции народа в формировании национального самосознания учащейся молодёжи.

В книге «Педагогика жизни» проявился глубокий и осмысленный интерес к истории народа, его обычаям и традициям. Читатель найдёт в ней богатый материал, дающий развёрнутую и многогранную картину движения педагогической мысли на протяжении многих столетий.

Шедевром педагогики и этнографии является его «Бабушкины рассказы». Рассказы бабушки вышли вторым изданием в 2005 году. В каждом рассказе говорится о добрых традициях и обычаях чувашского народа. Бабушка, которая прожила долгую жизнь, учит внуков своих и соседских детей добрым обычаям.

«Письма к сыну» В.А.Сухомлинского и «Педагогика жизни» и другие произведения Г.Н.Волкова являются заповедями молодому поколению и молодым педагогам.

Список литературы.

1.Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа»,М., «Просвещение», 1969, стр.5

2.Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» изд-во «Радянска школа», Киев,1974,стр.4.

3. Сухомлинский В.А. «Письма к сыну». М., Просвещение, 1979.

4. Волков Г.Н. «Педагогика жизни», Чувгиз, Чебоксары, 1989г.