Печать

М.Н. Александрова, Р.Г.Пыркова

МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары

Работа с одарёнными детьми.

На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми стало понятным, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.

Государству нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути социально-экономического и политического развития страны. В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Многие психологи (Юркевич В.С., Кулемзина А.В., Ландау Э., Савенков А.И.) соглашаются, что развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является – детство. Поддержка творческой активности как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, и так и педагогами. Детское творчество является ценным в развитии одарённого ребёнка. И поэтому, педагог, работающий с детьми, одарёнными или имеющими признаки одарённости должен знать направления развития одаренного ребенка:

развитие личностных, коммуникативных, регуляторных универсальных учебных действий;

становление социального интеллекта, творческих способностей, целеполагания и рефлексии, умений вести за собой (лидерства), принимать ответственность.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

Формы работы, которые использует педагог:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

При этом очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

Развивающее направление-основа работы педагога:

– Создание образовательной среды для развития одарённых детей.

– Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.

– Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.

– Использование системы информационно – коммуникационных технологий.

Олимпиады, в которых мы принимали участие за последнее время:

олимпиады по русскому языку и литературе школьного уровня;

-дистанционная олимпиада по литературе «Большая перемена»(г.Самара);

-дистанционная олимпиада по русскому языку «Олимпус» (институт развития школьного образования г.Калининград);

-Всероссийский конкурс иллюстраций «Читая А.С.Пушкина..»(ИЦИГР «перспектива» г.Самара)

-Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

-Конкурс - викторина «Расул Гамзатов - поэт аула и планеты», посвящённая 90-летию дагестанского поэта.

-Конкурс-викторина «Флагман корабельной науки», посвященной 150-летию со дня рождения выдающегося кораблестроителя, нашего земляка Алексея Николаевича Крылова.

-1-ые Бичуринские чтения;

-Открытый конкурс-фестиваль научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России –династия Романовых. 300 лет истории России»;

-участие в конкурсах чтецов; викторинах, которые проводит библиотека им. В. Маяковского;

-встречи с интересными, известными людьми Чувашии;

-литературные гостиные;

-встречи с писателями, режиссёрами региона: Татарстана, Удмуртии, Марий Эл;

- участие в Днях Германии, проводимых Центром семейного чтения;

-Международная молодёжная конференция «Планета наш дом», г.Алчевск, Украина (в течение 3 лет);

-проекты в рамках «Живые уроки»;

-конкурс чтецов «Живая классика» и мн. Др.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассматривая систему работы с одаренными детьми, необходимо уделять много времени работе со всеми детьми, то есть думать о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения (Пункты из президентской инициативы)

Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности –одно из направлений нашей работы.

Использованная литература

1.Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.

2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.

3.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

5.Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

6. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М., 1992 .