УЧИМ МУЗЫКУ СЕРДЦЕМ!

Анисимова Елена Аркадьевна

Давно замечено, что люди случайные в школе не приживаются. Они приходят и уходят, остаются же преданные педагогике, любящие свою работу и детей, отдающие им себя без остатка.

Учитель музыки МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары Анисимова Елена Аркадьевна – одна из таких. В детстве, когда все девочки играли в дочки-матери, она играла в школу, воображая себя учительницей, а роль учеников выполняла ее младшая сестренка и подруги. А когда пришло время, она выбрала себе профессию учителя музыки.

Настоящий учитель музыки.… Какой он? Эрудированный, умный, творческий, активный справедливый и, конечно, доброжелательный и понимающий! Всеми этими качествами в полной мере обладает Анисимова Елена Аркадьевна, за плечами которойбогатый жизненный опыт.

           С детства Елену Аркадьевну привлекал волшебный мир музыки. В 1978 году она стала ученицей музыкально-хоровой студии по классу «Фортепиано» и именно здесь научилась любить и понимать музыку, которая дала ей путёвку в жизнь. Это то место, где она впервые задумалась о выборе профессии. В какой области выбрать свою будущую специальность? Конечно же, в области музыки! Кем быть? Ну, конечно, учителем! Какие тут могут быть вопросы?! Учителем и только учителем! Таким же, как её любимый учитель музыки Михайлова Людмила Геннадьевна, которая открыла для нее  прекрасный и таинственный мир нот, сделала его таким понятным и чарующим, убедила, что действительно «музыка – лекарство для души»! И этой царице наук Елена Аркадьевна верно и преданно служит уже 29лет. 

             Стать учителем музыкивсегда было ее  мечтой. И как же хотелось скорее эту мечту осуществить! По окончании школы она поступает в Чувашский государственный институт им.  И.Я. Яковлева на музыкально-педагогический факультет.             

И вот она, школа! 1988 год. Как отчётливо помнит она начало своего педагогического пути, когда она, совсем молоденькая учительница, не просто Елена, а уже Елена Аркадьевна, вошла в класс и увидела три десятка устремлённых на неё детских глаз, добрых и озорных, внимательных и с хитрецой. Она помнит, как много  было тогда учеников. Школа перегружена, занимались даже в две смены. Какой интенсивной, насыщенной была школьная жизнь! Какие увлекательные, запоминающиеся мероприятия они проводили! И всегда учителя и ученики были вместе.

            Энергичный, неуёмный человек, у которого масса идей, богато развитое творческое воображение – такой все знают Елену Аркадьевну. С годами её творческий потенциал не снижается. Атмосферу увлечённости и заинтересованности она создаёт как на уроке, так и на внеклассных мероприятиях. Обучая, она воспитывает своих учеников. «Я твёрдо убеждена, что в школе должны работать неравнодушные люди, – говорит она. – Учитель должен найти путь к сердцу каждого ребёнка, достучаться до его души. Он должен создать благоприятный психологический климат, от которого зависит, как работают ученики, с каким настроением уйдут домой, что расскажут своим родителям. Поэтому я и спешу поделиться со своими учениками всем, что знаю и умею, стремлюсь узнать, что волнует их, приглашаю вместе пойти по дороге открытий».  

Основная цель  учителя - не сделать из учеников общеобразовательной школы, людей хорошо разбирающихся в этом сложном искусстве, а  вселить  музыку в душу ребёнка, ученика! С помощью песни научить выражать его свои чувства, переживания! Елена Аркадьевна твердо убеждена:  «Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по своему. Нужно найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать».

Как на уроках, так и во внеурочной деятельности Елена Аркадьевна формирует у учащихся навыки здорового образа жизни, использует личностно-ориентированный подход для воспитания у учащихся умений управлять своими чувствами, осуществлять сознательные решения. Она считает, что в школе должны работать только те люди, которые любят детей.  Учитель должен быть немного волшебником. Почему волшебником? Наверное, нет ни одного ребенка, который бы в детстве не мечтал, не фантазировал. Юные души жаждут сказки, чуда, открытий. Они широко открытыми глазами смотрят на мир в поисках нового и ждут чудес.   Взмахнув своей волшебной палочкой -  указкой, учитель, как дирижер, призывает своих воспитанников прислушаться к себе, друг к другу. Наступает пауза, и все ждут чуда. И именно от учителя зависит, состоится ли оно.

Елена Аркадьевнаиспользует нестандартные формы проведения внеклассной работы: тематические викторины, концерты, тренинги, агитбригады, Есть среди её учеников и такие, кто, как и она, избралимузыкальную сферу и по окончании вузов и музыкальный также стали учителями музыки и музыкальными работниками.           Большое внимание учителем уделяется организации воспитательной и социально направленной деятельности с родительской общественностью и социальными партнерами школы:  ежегодно ведется подготовка общественно-значимых мероприятий в рамках Сотрудничества с Комитетом Солдатских матерей, проведение новогодних утренников для жителей Восточного района г. Чебоксары, ежегодные музицированные концерты: «Русские народные музыкальные инструменты» и «Прекрасен мир поющий», совместные концерты с ДМШ №2 г Чебоксары. Елена Аркадьевна активно посещает методические чтения, мастер - классы ведущих педагогов города. Сама проводит педагогические чтения для коллег школы, учителей музыки г. Чебоксары: Мастер-класс в рамках Ассоциации учителей музыки г. Чебоксары по теме «Организация внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары, выступление в рамках Всероссийской видеоконференции  в рамках Гимназического Союза России по теме:  «Реализация принципа индивидуализации через гендерное обучение», входит в состав Сводного хора г. Чебоксары. Имеет ряд публикаций: «Современная школа в контексте гуманитарного образования», «Школа поликультурного образования как модель реализации инновационной подготовки учителей музыки и биологии», «Новые задачи образования или как стать участником рынка интеллектуальной собственности».

 Многолетний безупречный труд Елены Аркадьевны отмечен наградами и премиями.     За большой вклад в развитие системы образования и достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения  награждена грамотой  Управления образования администрации г. Чебоксары, Почетной грамотой Министерства и молодежной политики Чувашской Республики.         

   Коллеги с уважением относятся к Елене Аркадьевне, обращаются к ней за помощью, ценят её советы.

Время идет, школа меняется. Но такие учителя, как Елена Аркадьевна, так нужны именно сегодня, в век реформ образования! Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики?

Статья напечатана в «Вестнике ЦМиРО» №1, 2019г.

Учителя Кузьмина Татьяна Николаевна,

Пыркова Раиса Геннадьевна