Знакомство с Чебоксарским агрегатным заводом
Знакомство с Чебоксарским агрегатным заводом
План работы МБОУ "СОШ №33" г. Чебоксары на весенние каникулы
План работы МБОУ "СОШ №33" г. Чебоксары на весенние каникулы (ссылка)
Поздравление с 23 февраля во 2 Б классе.
В День защитника Отечества принято поздравлять не только настоящих или бывших воинов, но и мальчиков. И вот в преддверие праздника во 2 Б классе девочки устроили небольшой праздник для своих однокласников. Долго готовились к этому празднику. И вот, волнуясь, предстали они перед виновниками торжества. Рассказали стихотворения, спели частушки и исполнили танец для будущих защитников нашей Родины. И самое главное, вручили маленькие подарки. Так же ребята много интересного узнали о происхождении этого праздника и поучаствовали в нескольких конкурсах, проведённых классным руководителем. Праздник всем понравился.
Игра-конкурс «Вперед, мальчишки!»
Игра-конкурс «Вперед, мальчишки!»
23 февраля принято праздновать День Защитника Отечества - важный, торжественный праздник. В этот день поздравляют мужчин – пап, дедушек, братьев, Но о маленьких мужчинах - будущих защитниках Отечества забывать тоже нельзя.
Этому празднику и была приурочена познавательная игровая программа, которая прошла в 4-а классе 22 февраля.
Воспитание чувства патриотизма, сплочение детского коллектива, развитие смекалки, творческой активности детей – стали целью данного праздника.
Свои знания, умения, навыки будущие защитники показали в игре «Вперед, мальчишки». Игра предусматривала 3 тура, каждый участник отвечал на 10 вопросов.
По окончании игры мальчики приняли праздничные поздравления от одноклассниц – сюрпризы пришлись по душе.
Классный руководитель 4-а класса: Кондратьева Р.Н.
Спортивные семьи на лыжне
18 февраля на базе биатлонного центра Республиканского центра зимних видов спорта состоялся праздник для спортивных семей республики. 53 спортивные семейные команды боролись за звание самой быстрой и сплоченной семьи в 5 различных группах. Спортивные семьи представляли сегодня разные города и районы Чувашской Республики, школы, детские сады и организации. В соревнованиях приняли участие семьи из г. Чебоксары (СОШ № 33, СОШ № 6, СОШ № 2, № 43, № 7, 38, детские сады № 82, 184, 112, Ипотечная корпорация, ГУП ЧР «Фармация», БСМП), г. Новочебоксарска, Канаш, Аликовского, Батыревского, Урмарского, Вурнарского, Ибресинского, Моргаушского, Канашского, Мариинско-Посадского, Комсомольского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского и Чебоксарского районов Чувашской Республики.
Нашу школу представляли спортивные семьи Александровых из 1 «А», Морозовых, Салминых и неполная семья Хадаровых из 1 «Б» классов, которые участвовали в группе семей с одним ребенком до 10 лет.
В соревнованиях на церемонии открытия и награждения присутствовали:Глава Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев, председатель Государственного Совета Чувашской Республики, секретарь регионального отделения Партии «Единая Россия», координатор партийного проекта «Крепкая семья» Валерий Николаевич Филимонов, депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Леонид Ильич Черкесов, Глава города Чебоксары Евгений Николаевич Кадышев, министр физической культуры и спорта Чувашской Республики Сергей Сильвестрович Шелтуков, первый заместитель министра физической культуры и спорта Чувашской Республики Эльвира Леонидовна Матренина, председатель Федерации лыжных гонок Чувашской Республики Владимир Михайлович Олаев.
Перед забегами семейных команд была организована массовая гонка под девизом «Стартует вся Чувашия».
Первыми на старт вышли семьи с одним ребенком до 10 лет, Эта группа была самой многочисленной. Победу в данной группе одержала семья Ефремовых из Ибресинского района. Вторыми стали Васильевы из г. Новочебоксарска, замкнули тройку лидеров Григорьевы из Моргаушского района. Наши юные команды не смогли попасть в число призеров, но были очень довольны тем, что смогли всей семьей выйти на старт.
Учитель физической культуры Л.И.Мышева.
http://liznaybaza.cap.ru/Info.aspx?type=news&id=3783389 – сайт соревнований
Классный час, посвящённый героям, защищавшим Отчизну.
Классный час, посвящённый героям, защищавшим Отчизну.
7 февраля в рамках Месячника оборонно-массовой, спортивной и патриотической работы в 6Б классе прошёл классный час, посвящённый патриотам, героям, защищавшим Родину.
Учащиеся рассказывали о героях Великой Отечественной войны, также о первом Герое России, бывшем ученике сош №33, сержанте Николае Валерьевиче Смирнове.
3 октября 1994 г. Президент РФ своим указом № 1965 присвоил звание Героя Российской Федерации военнослужащим, особо отличившимся 18 августа в бою при отражении нападения превосходящих сил афганских душманов и арабских наемников. Чебоксарец младший сержант Николай Валерьевича Смирнов этого звания был удостоен посмертно. Он стал первым в нашей республике Героем России.
24 октября 1994 года в г. Москве состоялось вручение наград оставшимся в живых пограничникам. Золотую Звезду нашего земляка передали на хранение его матери Смирновой Тамаре Леонидовне.
Ровно два месяца спустя решением командования погранвойск имя Героя из Чувашии было присвоено одной из лучших застав Московского пограничного отряда, несущего службу на афгано - таджикской границе.
В соответствии с распоряжением главы администрации города от 26.01.2004 №219, приказом Управления образования администрации г. Чебоксары от 20.08.2004 наша школа была переименована на Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 имени Героя России сержанта Смирнова Н.В.».
Школьники сош №33 шефствовали над матерью Героя России Тамарой Станиславовной. К сожалению, в прошлом 2016 году не стало Тамары Станиславовны.
Учащиеся почтили память Героев Минутой молчания. Память о первом Герое из Чувашии сохранится в памяти учащихся.
Классный руководитель Пыркова Р. Г.
Урок Мужества. Представители «Комитета солдатских матерей Чувашской Республики» в гостях у школьников.
Урок Мужества.
Представители «Комитета солдатских матерей
Чувашской Республики» в гостях у школьников.
В рамках Месячника оборонно-массовой, спортивной и патриотической работы в нашей школе продолжается цикл Уроков Мужества. Так, 9 февраля в гостях у ребят были представители ОО «Комитет солдатских матерей Чувашской Республики»: председатель Комитета Егоров Иван Николаевич; члены - Егорова Лариса Ивановна, Мельник Людмила Петровна.
В своей беседе они рассказывали ребятам о себе и о деятельности Комитета. Комитет ведет большую работу по поддержке наших земляков, которые проходят службу в вооруженных силах. Представители Комитета выезжают в воинские части для встречи с солдатами. Больше всего поездок было организовано в Северо-Кавказский военный округ. Пятнадцать лет делегация комитета выезжала в Чечню. Эти встречи очень были значимы во время военных конфликтов. В своих поездках по Северному Кавказу, нередко подвергаясь смертельной опасности, солдатские матери старались привезти больше подарков, необходимых вещей и посетить как можно больше воинских частей, где служат ребята из Чувашии. За свою деятельность представители делегации этой общественной организации были награждены командованием воинских частей нагрудным знаком «За отличную службу в МВД» и знаком отличия «За службу на Кавказе».
С радостью встречают их и на космодроме «Плесецк» в Архангельской области, в г. Балтийск Калининградской области, где представители Комитета встречались с земляками, служащими на корабле «Чебоксары».
Лариса Ивановна и Людмила Петровна - многодетные матери. Лариса Ивановна воспитала 13 детей, из них - 5 сыновей, Людмила Петровна - 6 детей, из них 2 сына. Все прошли с честью службу в армии. Иван Николаевич, сын Ларисы Ивановны, служил на космодроме «Плесецк» с 2004 г. по 2006 г. Сейчас занимается общественной деятельностью, возглавляет ОО «Комитет солдатских матерей Чувашской Республики».
В конце встречи Лариса Ивановна, Людмила Мельник обратились к школьникам со словами о Родине, чести и долге каждого гражданина. Ребята с большим вниманием слушали рассказы и напутственные слова, с увлечением рассматривали фотографии, представленные Комитетом.
Конкурс детских рисунков «Пристегнись, Чебоксары»
В конце января состоялся конкурс детских рисунков «Пристегнись, Чебоксары», который является частью Всероссийской акции «Пристегнись, Россия», направленной на привлечение внимания к проблеме безопасности на дорогах, повышение уровня знаний правил дорожного движения, правил перевозок детей. Конкурс проводился среди школьников в двух возрастных номинациях – с 7 до 11 лет, а также с 12 до 14 лет. Рисунки (в формате А3), выполнялись карандашом, гуашью, фломастерами, тушью, акварелью, мелками, пастелью, цветные ручками.
В конкурсе приняли участие более 25 учеников. По итогам школьного этапа конкурса лучшие работы были направлены на городской этап.
Региональный турнир «Русский силомер»
Подведены итоги регионального спортивно-патриотического турнира по силовому многоборью «Русский силомер» на гимнастической перекладине среди школ Чувашской Республики.
Всего от Чувашской Республики в турнире приняло участие 57 общеобразовательных организаций Чувашской Республики, в том числе 39 столичных школ.
Честь нашей школы защищали 301 ученика, показав 19-й результат по республике. Среди школ города Чебоксары мы заняли 17-е место. Самое главное - все мальчишки и юноши нашей школы смогли пройти испытательный тест, проверить свои способности и навыки, показав максимальное количество упражнений по силовому многоборью на турнике за определенное время.
Победители в личном первенстве: одно первое место (145 баллов), два вторых места (130,126 баллов), одно третье место (118 баллов).
Учитель физической культуры, организатор «Русского силомера» Л.И.Мышева
Посещение Музея истории трактора
Музей истории трактора (полное название НУК «Научно-технический Музей истории трактора») — расположенный в городе Чебоксары музей транспорта, основную коллекцию которого составляют машины сельскохозяйственного и промышленного назначения.
Директором Музея с 2010 года является Альберт Николаевич Сергеев.
В год учреждение посещает до 30 тысяч человек. Экспозиция музея размещается на площади более 1,5 тыс. кв. м. Она даёт полное представление об эволюции российского и мирового тракторостроения.
Музей расположен по адресу г. Чебоксары, проспект Мира, д.1.
Учащиеся 6Б класса СОШ№33 в рамках «Живые уроки» посетили этот прекрасный музей, который славится по всей стране. Экскурсовод очень увлекательно рассказывала о строительстве тракторного завода. Музей истории трактора обладает собранием из 600 коллекционных моделей в масштабе 1:42 различных образцов тракторной техники сельскохозяйственного и промышленного назначения. Часть из них — это плод совместного сотрудничества Музея истории трактора и французской «Premium&CollectiblesTradingEurope», которая проводит работы по 3D-сканированию образцов техники, представленных в Музее. Учащиеся с удовольствием прослушали лекцию, посмотрели видеофильм, самостоятельно рассмотрели почти все модели тракторов; решили ещё раз посетить этот чудесный музей.
Учитель Пыркова Р.Г.
«Верна своему выбору». Василькова Валентина Дмитриевна
Кузьмина Т.Н.
Пыркова Р.Г.
МБОУ «СОШ№33» г.Чебоксары
«Верна своему выбору»
Василькова Валентина Дмитриевна
С 1976 года началась педагогическая деятельность Васильковой Валентины Дмитриевны. Первые уроки, первое знакомство с учениками и их родителями в Азербайджане, в городе Сумгаит, куда Валентина Дмитриевна приехала по направлению после окончания факультета педагогики и методики начального обучения Могилёвского государственного педагогического института. С тех пор прошло более 40 лет. Идёт 2017 год. Набран богатый опыт работы, выработана своя методика обучения и воспитания детей младшего возраста, дающая определённые результаты. Коллеги по работе, работающие в среднем и старшем звене, всегда отмечали сплочённость её класса и хорошую подготовленность детей для дальнейшего обучения.
На сегодня Валентина Дмитриевна – опытный педагог, методист, бесменный руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, начальник смены лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко», замечательный воспитатель, какой знают её родители учеников, учителя и сами дети.
Валентина - замечательная жена и мать. С мужем она вырастила дочь и сына. Дочь работает юристом в крупной компании, сын – инженер, специалист по компьютерным технологиям. Растут любимые внуки, в воспитании которых она принимает активное участие. К сожалению, в 2016 году безвременно ушёл из жизни муж Валентины Дмитриевны, что оказалось для неё огромной потерей.
В жизни каждого человека наступает такой момент, когда появляется желание поставить на своём пути вехи прожитого, оценить его. И чем значительнее судьба, тем чётче оценка всего того, что именуется биографией.
Родилась Валентина Дмитриевна 29 апреля 1954 года в белорусской деревне Глинь Чериковского района Могилёвской области Белорусской республики. Родители привили дочери любовь к педагогической деятельности. Поэтому после окончания Глинской средней школы Валентина поступила на учёбу в Могилёвский государственный педагогический институт на факультет педагогики и методики начального обучения. Занималась успешно, много читала, увлеклась педагогикой. Стала слушать лекции известных профессоров и многих других преподавателей, ведущих предмет педагогики. Определяющей чертой для Валентины Дмитриевны стала любовь к детям. Любовь во всех своих проявлениях – чувство всепоглощающее, главная сила, направляющая человека. Когда же в 1976 году ей вручили диплом об окончании Могилёвского государственного педагогического института, твёрдо решила работать в школе.
В 1976 году с мужем военнослужащим по направлению она поехала в Азербайджан, город Сумгаит. С 1976 года по 1981 год работала педагогом в начальных классах. Учила азербайджанских детей. Эти годы были настоящей школой жизни для неё. Она полюбила азербайджанский народ, изучала их добрые традиции и обычаи. Учила их детей русскому языку, а сама у них постигала азы азербайджанского языка.
В 1981 году любимый муж Валентины Дмитриевны, Виталий Дмитриевич, поступил в Москве в военную академию имени Ф. Дзержинского, где готовят специалистов для ракетных войск. Поэтому с сентября 1981 года она работала в школах города Москвы, школы №565 и №301. Работала много, вдохновенно, старалась увлечь детей полезными делами, вела внеклассную работу. Одновременно усиленно занималась научно-методической литературой, изучала передовой опыт лучших учителей.
В 1985 году в августе по распределению мужа семья переехала в город Чебоксары. С этого же года она работает в МБОУ «СОШ № 33» г.Чебоксары.
Вот уже 32 года, как она в этой школе. Сколько было выпусков! Скольких она обучила и воспитала. И со всеми у неё тёплые, материнские, дружеские отношения. А как любят её дети! Как тянутся к ней её ученики! Им бы только подольше быть с учительницей. Да и со стороны родителей учащихся она пользуется уважением. Между ними полное взаимопонимание, что необходимо в образовательных отношениях. Приведём только один пример. У родительницы нашей школы трое детей: две девочки, один мальчик. Все учились у Валентины Дмитриевны. Дата рождения же сына, по словам матери, как будто была предугадана , рассчитана, лишь бы его определить к ней.
В наш век роль учителя бесценна. Ведь учитель – опытный рулевой в океане информации, дающий правильный ориентир в мире знаний и самой жизни. Очень важно, когда ребёнок впервые приходит в школу, чтобы он и здесь получал родительское тепло, ласку, как у себя дома. Учительница для него становится второй мамой. Он даже ставит её на первый план. Если при выполнении домашних заданий мать ему говорит, что надо писать и делать так, то он отвечает: «Нет, учительница велела так». И уговаривать его в этом случае бесполезно, ибо слово любимой учительницы для него – закон.
Но не все дети купаются в родительской любви, ласке. И тогда кто приходит к ним на помощь? Конечно, первый учитель. От него зависит многое – полюбит ли ребёнок школу, будет ли он с желанием ходить на уроки и получать знания, станет ли активно участвовать в общешкольных и классных делах, захочет ли дружить с одноклассниками и помогать им. Всё начинается с малого, кончается же большим. Только надо понимать учеников, прислушиваться к ним и любить, без чего не может быть настоящего учителя, чья работа трудна и очень ответственна. К каждому ученику у Валентины Дмитриевны индивидуальный подход. В каждом она находит «изюминку», чтобы лучше познать интересы, стремления, возможности своих воспитанников. Её принцип, а это на самом деле так: любой из нас по своей природе неповторим и интересен как личность. Её ученики всегда участвовали в городских и всероссийских олимпиадах, становились победителями. Многие выучились в высших учебных заведениях г. Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Они живут и работают в разных городах и странах, но никогда не забывают свою первую учительницу, поздравляют её со всеми праздниками.
Хочется сказать и о пришкольном лагере «Солнышко», где начальником в течение многих лет является Василькова Валентина Дмитриевна. Интересная жизнь в лагере! Походы, соревнования, развлекательные игры. Концерты, литературные чтения не дают скучать детям. Все эти мероприятия проводятся в разнообразной форме. Знания, отдых и воспитание переплетаются в одном, расширяя кругозор и развивая способности каждого ребёнка.
В жизни каждого человека наступает такой момент, когда появляется желание спросить у себя, правильно ли он выбрал жизненную дорогу, работает ли он там, где он чувствует гармонию жизни. Ответ у Валентины Дмитриевны один: «Да! Я люблю свою работу!»
Профессионализм Васильковой Валентины Дмитриевны, её отношение к работе, любовь к детям отмечены правительственными наградами: в 1989 году награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», в 1992 году получила грамоту Министерства Чувашской Республики, в 1993 году – грамоту Министерства Российской Федерации.
Профессия учителя - это и труд, и призвание. Девиз Валентины Дмитриевны: «Ни одного дня без детей!» Делом жизни стала для неё педагогика и судьба многих её воспитанников. Её волнуют и занимают вопросы, связанные с формированием характера учащихся: чем они живут, на что направлены их силы ума и сердца, кем и какими станут. Именно в этом состоит предназначение настоящего учителя.
Статья напечатана в «Вестнике ЦМиРО», №2, 2017г.
Конкурс: «РИСК: разум, интуиция, скорость, команда»
В нашей школе проходит конкурс: «РИСК: разум, интуиция, скорость, команда». Конкурс проводится среди школьников 9-11 классов, в целях формирования личности обучающихся, становления и развития чувства патриотизма, гражданственности, осознания общероссийской идентичности на основе осмысления исторического опыта своей страны и современных событий, а также развития информационных компетенций и повышения творческой активности.
Основные задачи конкурса:
• научится ориентироваться в информационной среде;
• развить способность к эстетическому восприятию, оценке и пониманию произведений отечественного кинематографа;
• привлекать детей к систематическим занятиям шахматами;
• повысить интерес к изучению иностранных языков;
• содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, навыков работы в команде;
• предоставить возможность проявить творческие способности.
18 января состоялся первый этап. Были организованы 2 площадки: «Chesstime» и «Englishtime».
1. Площадка «Chesstime» предусматривает решение шахматных задач.
Победителем этой площадки стал 9б класс.
2. Площадка«Englishtime». В рамках работы площадки учащиеся должны продемонстрировать свои способности к английскому языку. Участник выбирает карточку со словами, его задача рассказать в 2-3 предложениях на английском об этом слове таким образом, чтобы все присутствующие догадались, о чем идет речь. Участнику запрещено жестикулировать и изображать это слово.
В этой площадке победил 10 а класс, который угадал все слова и набрал максимальное количество баллов.
Поздравляем победителей!!!
Региональная научно-практическая конференция «Федор Павлов и чувашский мир (в контексте национальных культур)»
В г. Чебоксары на базе ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» состоялась региональная научно-практическая конференция «Федор Павлов и чувашский мир (в контексте национальных культур)», посвященная 125-летию со дня рождения классика чувашской литературы, композитора, дирижера, автора бессмертных пьес «На суде», «В деревне» Федора Павловича Павлова (1892–1931).
В работе конференции приняли участие учителя МБОУ «СОШ №33» Пыркова Р. Г. и Иванова В. А. Они выступили с докладом «Ф. П. Павлов о музыкальном воспитании чувашских детей». По итогам конференции выпущен сборник тезисов.
Поздравляем победителя Всероссийского конкурса
Поздравляем победителя Всероссийского творческого конкурса, посвященного Году экологии в России "Мой ЭкоМир 2017" - обучающуюся 3Б класса Дорофееву Антонину, и учителя Лукьяненко Екатерину Алексеевну, подготовившую победителя! Желаем дальнейших творческих успехов!
Выступление педагогов школы на Всероссийской конференции
В Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция
«Проблемы региональной фольклористики
и исторического краеведения»
(Карповские чтения)
19–20 октября 2017 года
В секции «Литературное краеведение и этнопоэтика русской литературы» выступили учителясош №33 со статьёй:
«Значение литературного краеведения в изучении биографии писателей».
Пыркова В.А., Иванова Р.Г. (Чебоксары)
Аннотация. Литературное краеведение обогащает наше представление об общественной деятельности писателей И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, их неиссякаемой общественной активности – о том, что было характернейшей особенностью их личности, органически связывалось с творчеством этих великих людей.Поистине неисчерпаема тема «Толстой и Чувашия». Краеведы могут ещё многое сделать в познании окружения Толстого, собирания сведений о людях, с которыми обучался великий писатель, на которых оказывал воздействие своей могучей личностью.
Изучение жизни и творчества Толстого в краеведческом плане в чувашской школе обретает особое значение в наши дни.
Ключевые слова: российские писатели; дневники, письма, воспоминания современников; И.С.Тургенев; Л.Н.Толстой; из воспоминания чувашского академика Г.Н.Волкова; К.В. Волков; Симбирская чувашская учительская школа; опыт Яснополянской школы.
«Россия без каждого из нас обойтись может. Но никто из нас не может обойтись без России». И.С.Тургенев.
Воссоздать на уроке неповторимый творческий облик писателя учителю поможет воспоминания современников, письма. Дневники, автобиографии. Записные книжки писателя, литературное краеведение.
Мы остановимся на некоторых примерах использования литературного краеведения, какое воздействие на учащихся оно оказывает. Среди многочисленных аспектов изучения жизни и творчества писателей есть и литературно-краеведческий.
Русские писатели горячо любили родину. В своих письмах, воспоминаниях подчёркивали свои мысли.
Так, например, использование писем И.С. Тургенева на уроках литературы поможет учителю воссоздать его духовный облик, сделает уроки эмоционально богаче, усилит их воспитательную направленность.
Обстоятельства жизни Тургенева сложились так, что он подолгу жил за границей. Но он всегда был связан с Россией, пристально следил за её общественной жизнью, постоянно думал о ней, и всё его творчество посвящено родной земле, русским людям.
В письме к А. Н. Островскому (19 ноября 1856 года) Тургенев скажет о том, как ему дорога родина. «Здесь, на чужой земле, мне всё русское ещё более близко стало и дорого». Тоска по родине- основной мотив многих писем Тургенева. Нигде так благотворно не работал Тургенев, как в Спасском-Лутовинове. Лучшие его произведения («Рудин», «Накануне», «Отцы и дети») были написаны там. Среди родных людей, среди родной природы. Превосходно владел многими иностранными языками, он «никогда, ни одной строчки в жизни не напечатал не на родном языке».
Так любил Россию и Лев Николаевич Толстой. Толстому принадлежат хрестоматийные слова о том, что без своей Ясной Поляны он трудно мог себе представить Россию и своё отношение к ней; он не смог бы без неё «до пристрастия» любить своё отечество (Толстой. Л.Н. ЮБ.т.5,стр. 262). Познание отечества начиналось у великого писателя с его «малой родины». Биографическим и творческим связям великого русского писателя с Ясной Поляной, с родным тульским краем посвящено множество работ. Толстоведческое краеведение не ограничивается изучением связей жизни и творчества Толстого лишь с его «малой родиной».
Произведения великого писателя, художественные и публицистические распространялись, несмотря на запреты властей, повсюду жили его многочисленные корреспонденты.
«Масштабы воздействия творчества Толстого, его учения, личного примера на все народы, на их духовную и нравственную жизнь трудно даже вообразить, оно было, без преувеличения, колоссальным»-, совершенно справедливо сказанные слова, чувашского академика Г.Н.Волкова.
Литературное краеведение обогащает наше представление об общественной деятельности Толстого, его неиссякаемой общественной активности – о том, что было характернейшей особенностью его личности, органически связывалось с его творчеством. В этой связи интересны письма земского врача К. Волкова, лечившего Л. Н. Толстого в Крыму. Широко известен фотопортрет Толстого, сидящего в кресле. «Справа от него стоит молодой человек. Подпись гласит: «Граф Л.Н. Толстой и его доктор К. .Волков». Снимок сделан в 1902 году. В своих воспоминаниях в 1917 году доктор писал: «За всё время жизни Льва Николаевича в Гаспре, начиная с его болезни и его отъезда, я виделся с ним почти ежедневно. Как люди, мы относились друг к другу тепло, с любовью. При встречах или расставаниях надолго Лев Николаевич дарил меня объятиями и поцелуями. Я и сейчас ещё точно ощущаю прикосновение к моему лицу его мягкой седой бороды. И это воспоминание и сейчас ещё волнует душу благоговейным трепетом. При таких простых отношениях Л.Н. охотно вёл со мной беседы на разные темы во время наших встреч». В 1904 году Толстой Волкову писал дважды. В первом письме есть строки: «Очень благодарен Вам за Ваши добрые чувства. Это, как вы знаете, совершенно взаимно…Все Вас помнят и любят…». Это признание находит прямое подтверждение в словах дневника С.А. Толстой: «…бедный, но лучший по доброте ….земский врач Волков…» Во втором письме интересно признание Толстого: «Я живу. Что дальше, то лучше. Работы много, времени мало. Вы это знаете хорошо, потому что всегда так живёте». Об этом пишет чувашский академик Геннадий Никандрович Волков в очерке «Сделаемся чувашами и послушаем…» Эти слова Толстого ещё много лет тому назад стали поговоркой Фёдора Уяра, чувашского народного писателя. Земский врач К.В.Волков стал горячим пропагандистом книг Толстого в Чувашии, ещё в 1892 году, когда он трудился в Ядрине над составлением каталога библиотеки Таланцевых. Начиная с 1907 года он пропагандирует произведения Толстого ещё более последовательно и систематически. В 1920 году Волковым были впервые напечатаны «Наброски к воспоминаниям о Л.Н. Толстом». Очень частоон выступал с лекциями и докладами о гиганте русской литературы перед рабочими, крестьянами, студентами, школьниками. К 25-летию со дня смерти Толстого он поместил в республиканской газете свои воспоминания. Статья о Толстом читалась учащимися на уроках.
Доктор был непосредственным свидетелем работы Льва Толстого над повестью «Хаджи Мурат»-одним из последних его крупных произведений. Об этой повести доктор рассказывал с особенным вдохновением, произнося наизусть большие отрывки из нее.
Центром систематического распространения произведений Толстого среди чувашского населения была Симбирская чувашская учительская школа, во многих отношениях реализовавшая опыт Яснополянской школы.
«Азбука», «Новая Азбука», «Книги для чтения» стали использоваться И.Я .Яковлевым, создателем учительской школы. Портрет Л.Н.Толстого продолжал прочно висеть в школьном кабинете русской литературы. Инсценировки его произведений ставились на школьной сцене. Ежегодными оставались конкурсы на лучший перевод произведений Толстого на чувашский язык. Произведения Толстого, особенно сказки, басни, рассказы знали неграмотные и малограмотные крестьяне.
В семье И.Я.Яковлева, начиная с него самого, глубоко знали и понимали Толстого. И.Я. Яковлев первым из чувашей обратил внимание сам к эпизодическому образу в романе «Воскресение». В пятом часу Маслову отпустили, и конвойные – нижегородец и чувашин-повели её из суда задним ходом. «Ещё в сенях суда она передала им 20 копеек, прося купить калача и папирос. Чувашин засмеялся, взял деньги и сказал:»Ладно, купаем», и действительно, честно купил и папирос, и калачей и отдал сдачу».
Старый педагог радовался тому, что Толстой обратил внимание на жалостливость чувашей, на их готовность помочь человеку в беде, на честность, на искренность, исполнительность. И смеясь, восхищённо говорил:»Глядите-ка, как тонко подметил Толстой типичную чувашскую ошибку-«купаем»…Да и «ладно» чувашами чересчур часто произносится…И к месту. И не к месту. Могу от себя добавить, что очень точно подмечено типичное чувашское искажение русского слова. Мать моя, не владеющая русским, до сих пор ещё говорит:купаем…Подслушал Толстой, подметил слово это-прямо с уст чуваша, в натуре, в первозданной естественности) (219-220).
Толстой стал для чувашей родным, своим, таким же, как и для русских.
Поистине неисчерпаема тема «Толстой и Чувашия». Краеведы могут ещё многое сделать в познании окружения Толстого, собирания сведений о людях, с которыми обучался великий писатель, на которых оказывал воздействие своей могучей личностью.
Изучение жизни и творчества Толстого в краеведческом плане в чувашской школе обретает особое значение в наши дни.
Литература
1.Лев Николаевич Толстой. «Воскресение». Текст издания: Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 13.
2. Лит.: Яковлев И.Я. Становление системы образования чувашского народа. Ч., 1997; Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки. Ч., 1997; Он же. Воспитанники чувашкой учительской школы // Халăхшкулĕ=Народная школа. 1997. №3; Краснов Н.Г. Иван Яковлевич и его потомки. Ч., 2007.
3. Из воспоминаний о Тургеневе (Н. А. Островская). http://i-s-turgenev.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st010.shtml
Конкурс «Папа, мама и я»
В рамках Года Матери и Отца Чувашский национальный музей провёл конкурс чтецов произведений «Папа, мама и я». В конкурсе приняли участие воспитанники дошкольных образовательных и учащиеся общеобразовательных учреждений до 15 лет (включительно).
Учащиеся 6-7-х классов СОШ №33 также участвовали в конкурсе. За свои выступления они получили грамоты и сертификаты. Поздравляем всех участников!
Учителя Пыркова Р.Г., Кузьмина Т.Н.
Страница 35 из 47