Участие во Всероссийском ежегодном литературном конкурсе "Герои Великой Победы-2018"
Участие во Всероссийском ежегодном литературном конкурсе
"Герои Великой Победы-2018"
В целях сохранения и увековечения памяти о проявленном в годы Великой Отечественной войны героизме советских солдат и мужестве российских воинов, защищавших рубежи Родины, а также военнослужащих, участвовавших в локальных войнах и военных конфликтах; для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за подвиги воинов-героев, для сохранения военно-исторического наследия России, Организаторы конкурса проводят Всероссийский литературный конкурс "Герои Великой Победы" на лучший литературный рассказ, очерк, стихотворение, песню, фотографию и рисунок эпического, исторического и военно-патриотического содержания.
Конкурс проводится в пять этапов:
1-й этап - отборочный, проводится – с 25 ноября 2017 года по 8 мая 2018 года;
2-й этап - определение полуфиналистов Конкурса (составление лонг-листа) - до 10 июня 2018 года;
3-й этап - определение финалистов Конкурса (составление шорт-листа) - до 10 июля 2018 года;
4-й этап - определение победителей конкурса до 1 сентября 2018 года;
5-й этап - награждение победителей – до 25 декабря 2018 года.
Из нашей школы в этой эстафете памяти в номинации «Лучший литературный рассказ» приняли участие учителя русского языка и литературы Алексеева З.В. с работой «Славные страницы нашей семьи» и Пыркова Р.Г с работой «Мои деды – участники Великой Отечественной войны».
Итоги конкурса еще не подведены, но сертификаты участия они получили.
Поздравляем!
Итоги городского конкурса «Герои моей семьи»
Итоги городского конкурса «Герои моей семьи»
В преддверии 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Чебоксарах прошел городской конкурс сочинений и исследовательских работ «Герои моей семьи–2018».
Он проходил в два тура. На заключительный этап было представлено 87 работ из 32 школ города. Творческие работы оценивало жюри, в составе преподавателей филологических факультетов Чувашского госуниверситета, Чувашского государственного педагогического университета и Чувашского республиканского института образования.
Победителями и призерами стали 42 конкурсанта: 36 в номинации «Литературно-творческая» и 6 – «Исследовательская».
7 мая в Национальном музее состоялось торжественное награждение победителей и призеров с вручением им книг «Правнуки о войне» (часть 2) и дипломов. На данное мероприятие были приглашены ветераны войны и герои, о которых написано в книге.
Среди призёров в номинации «Литературно-творческая» – ученица 5а класса нашей школы Шадиева Марина (учитель Алексеева Зоя Васильевна).
Наши искренние поздравления!
Алексеева З.В., учитель русского языка и литературы
Патриотическая акция «Часовой у знамени Победы» в МБОУ «СОШ № 33» г. Чебоксары
Патриотическая акция «Часовой у знамени Победы»
в МБОУ «СОШ № 33» г. Чебоксары
В честь 73-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне в МБОУ «СОШ № 33» г. Чебоксары 10 и 11 мая прошла патриотическая акция «Часовой у Знамени Победы».Она призвана отдать дань уважения величайшему подвигу миллионов соотечественников, отстоявших свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Принимая Знамя Победы в стенах нашей школы, мы соприкасаемся с историей тех военных лет и преклоняем головы перед подвигом солдат нашей Родины.
10 мая в гостях у ребят были представители Совета ветеранов ОАО «Текстильмаш». Перед ребятами на Уроке мужества с напутственным словом выступила Председатель Совета Яковлева Валентина Николаевна и участник контртеррористической операции в Чечне Маслов Валерий Яковлевич. Ученики вспоминали имена своих родственников участников войны и тружеников тыла, читали стихи. У Знамени почетный караул несли участники юнармейского движения «Орленок».
11 мая прошел Смотр строя и песни под руководством преподавателя ОБЖ Орлова Валерия Николаевича, подполковника милиции в отставке. На торжественном мероприятии присутствовали почетные гости:
- председатель правления ЧРООП «Пограничное братство» Шорников Анатолий Борисович,
- член Совета ветеранов УФСБ России по Чувашской Республики Миронов Сергей Егорович,
- председатель правления комитета солдатских матерей Чувашской Республики Митин Алексей Александрович,
- ст. мичман Северного военного флота Филаретов Валерий Владимирович.
Каждый из участников Смотра был полон гордости за нашу страну, её героический народ, не дрогнувший в лихие годы суровых испытаний. Поэтому готовятся к школьному мероприятию очень ответственно. Команды соревновалисьв строевой подготовке, в прохождении торжественным маршем, в движении строем с песней. Оценивался и рапорт командира, выполнение команд командира.
Шорников Анатолий Борисович как председатель жюри конкурса «Смотр строя и песни» отметил, что ребята из года в год выступают лучше: имеют отличный внешний вид, выполняют задания конкурса более четко и слаженно. Члены жюри также подчеркнули, что смотр строя и песни это не только соревнование, а еще и показатель сплоченности и слаженности коллектива.
В этом году первые места заняли учащиеся 10 класса в группе 9-11 кл., учащиеся 7 а в группе 6-7 кл., учащиеся 6 а в группе 5-6 кл.
Заместитель директора Кузьмина Т. Н.
Итоги республиканского конкурса «Сувенир для ветерана»
Итоги республиканского конкурса «Сувенир для ветерана»
В целях повышения гражданской активности обучающихся, формирования чувства уважения к ветеранам войны и труда, в рамках гражданско-патриотической акции «Звезда Тимура», посвященной 73-годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., с 6 по 15 апреля проводился республиканский этап конкурса «Сувенир для ветерана». На этом этапе принимались работы победителей муниципальных этапов, соответствующие возрастным группам и требованиям Положения.
На конкурс было представлено свыше 100 работ из 30 образовательных учреждений города Чебоксары. Жюри было непросто определить победителей, так как все рисунки и изделия декоративно-прикладного творчества были уникальны и достойны победы. Техника исполнения сувениров была самой разнообразной, но все работы объединяет одно – память о героическом прошлом дедов и прадедов, о тех, кто защищал нашу Родину.
12 апреля в ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии состоялось торжественное награждение победителей и призеров, в число которых вошла и наша ученица 7Б класса, Селлина Анна(руководитель Алексеева З.В.). Наши поздравления!
Алексеева З.В., классный руководитель 7Б класса
Легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы
Легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы
8 мая в МБОУ «СОШ № 33» после уроков на школьном стадионе прошла легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы среди 1- 11 классов.
В каждой команде 5 девочек и 5 мальчиков. Каждый участник эстафеты проходил дистанцию 1 круга стадиона. Стоял солнечный теплый день. Болельщиков и зрителей было много.
Эстафету начали учащиеся начальных классов, где на старт вышли 12 команд. Среди 1- 2 классов победу одержали юные спортсмены 2 «В» класса. Среди 3-4 классов победила спортивная команда 3 «Б» класса.Среди 5-6 классов победил 6 «А» класс. Среди 7-11 классов сильнее всех оказались учащиеся 9 «А» класса.
Всего 19 команд приняли на майской эстафете. За бортом весеннего старта оказались учащиеся 5 «Б», 8 «А», 9 «Б», 10 «А», 11 «А» классов. Большая легкоатлетическая эстафета понравилась всем. Все получили море удовольствий.
Итоги эстафеты | Среди 1-2 | Среди 3-4 | Среди 5-6 | Среди 7-11 |
1 место | 2 «В» | 3 «Б» | 6 «А» | 9 «А» |
2 место | 1 «Б» | 4 «А» | 6 «Б» | 7 «Б» |
3 место | 2 «Б» | 3 «А» | 5 «А» | 7 «А» |
Учитель физической культуры Л.И.Мышева
Урок Победы
Урок Победы.
7 мая для учащихся 5-9 классов в школе прошел УРОК ПОБЕДЫ. Подготовку этого урока и проведение взяли на себя старшеклассники. Ученики 10,11 классов рассказывали младшим школьникам о том, какой вклад внесла наша Республика в Победу по трем главным темам: «Чебоксары в годы Великой Отечественной войны»; «Уроженцы Чувашии на фронтах Великой Отечественной войны», «Чувашия в годы Великой Отечественной войны». В таком праздничном и серьезном мероприятии приняло участие более 300 человек.
Заместитель директора Кузьмина Т. Н.
Участие в республиканской туриаде школьников
Участие в республиканской туриаде школьников
03 мая 2018 года в районе санатория «Чувашия» Заволжья прошли республиканские соревнования по спортивному ориентированию среди обучающихся в зачет VII Туриады и XX Спартакиады школьников на Кубок Главы Чувашской Республики 2017-2018 учебного года.
Соревнования проводились в целях пропаганды туризма, спортивного ориентирования, здорового образа жизни и выявления сильнейших спортсменов для формирования спортивных сборных команд Чувашии.
81 девочка и 114 мальчиков из 14 команд, представляющие города Чебоксары, Новочебоксарск, Цивильск и Козловский, Канашский, Комсомольский, Моргаушский, Вурнарский, Красноармейский, Чебоксарский, Янтиковский, Ядринский районы вышли на лесной старт. Соревнования проводились в дисциплине «Выбор»: с помощью компаса и карты местности-леса надо было взять нужное количество контрольных пунктов – призм, обозначенных красно-белым цветом. Самое главное – учитывалось время и правильное взятие контрольных пунктов, и умение пользоваться компасом.
Честь города Чебоксары защищали 20 учащихся МБОУ «СОШ №33», занимающиеся в секции спортивного ориентирования под руководством учителя физической культуры Л.И. Мышевой. Ученица 5 «А» класса среди девочек до 13 лет была сильнее своих соперников, показав лучший результат. Ученик 6 «Б» класса в группе мальчиков до 15 лет занял третье место. Среди мальчиков до 10 лет ученик 3 «Б» класса занял второе место, ученик 2 «В» класса - третье место. Хорошие результаты показали и другие участники нашей команды А самое главное – третье место в общекомандном зачете мы принесли в копилку города Чебоксары.
Для ребят также была организована экскурсия в этнокультурный парк деревянных скульптур «Сувар», который находится на территории санатория «Чувашия». Ребята ознакомились с более 150 деревянными скульптурами чувашской национальной культуры.
Мышева Л.И. – тренер команды.
Участие в республиканском творческом конкурсе «1418 дней»
Участие в республиканском творческом конкурсе «1418 дней»
9 мая вся наша огромная страна будет отмечать праздник великой Победы. Этот праздник в России один из самых важных, трогательных и славных праздников. Победа в этой долгой и жестокой войне далась нашей стране ценой огромных потерь и ежедневного подвига всех людей, сражавшихся на фронте и в тылу. Они отвоевали для нас мир. В признательность за это мы должны всегда помнить о той войне. И основная наша задача, учителей, - формировать в своих детях чувство патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины.
В рамках республиканского проекта «Эстафета памяти поколений» в ГАУ ЧР «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии проводился творческий конкурс «1418 дней».
Основными задачами конкурса являлись:
- углубление знаний подрастающего поколения о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;
- привлечение внимания обучающихся к подвигам, которые совершались рядовыми людьми и военачальниками в военное время;
- творческое осмысление и отражение своего отношения к истории Великой Отечественной войны, традициям нашего общества;
- приобщение обучающихся к художественным видам творчества;
- выявление и поддержка талантливых детей.
На рисунках можно было отразить все, что касается Великой Отечественной войны, любое событие1941-1945 гг. 1418 дней и ночей, именно столько длилась Великая Отечественная война.
Наша школа не осталась в стороне и приняла участие в этой «эстафете». Так, сюжет рисунка одной из учениц 7Б класса, Кузьминой Яны, взят из рассказа В.Туркина «Светил карманный фонарик», в котором рассказывается о героическом подвиге нашего земляка, уроженца Урмарского района ЧР, гвардии сержанта Семена Ефремова.
На одном из боевых заданий храбрый солдат вызвал бомбовый удар советской авиации на себя, чтобы уничтожить склады авиатоплива немцев на реке Днепр. « …Летчики видели, как полыхает река, воспламененная маленьким светлячком. Летчики знали, что теперь вражеским самолетам не подняться с аэродрома. Но они не знали, чья мужественная рука героически держала маленький светлячок над водой».
Итоги конкурса будут объявлены 12 мая 2018г.
Алексеева З.В., классный руководитель 7Б класса
Поездка в Йошкар-Олу
Поездка в Йошкар-Олу.
15 апреля 2018 года ученики 3б класса Атамова Александра и Гаврилов Владимир, ученик 6а класса Спиридонов Данила, ученики 7а класса Сергеев Даниил и Цветков Роберт ознакомились со столицей соседней Республики Марий Эл. Йошкар-Ола - очень красивый город. Больше всего привлекает набережная реки Малая Кокшага. В солнечный весенний воскресный день на Патриаршей площади прошел Чемпионат и Первенство города Йошкар – Олы, Республики Марий Эл по спортивному ориентированию бегом.
Более 330 спортсменов из Казани, Чебоксар, Новочебоксарска, Йошкар-Олы и из районов Республики Марий Эл собрались на исторической части столицы Республики. Там же проходили соревнования.
В группе М-12 В. Гаврилов показал 13 результат из 66 участников. В группе М-14 Р. Цветков занял 12 место из 48 соперников. На этот раз наши ученики не смогли попасть в число призеров, но учитель физической культуры Л. И. Мышева в группе Ж-50 и старше заняла второе место.
В конце соревнований была организована обзорная экскурсия по Кремлю и историческим местам города. Все ребята остались очень довольны поездкой.
Отчет об участии в городском конкурсе «Кошки. ru»
Отчет об участии в городском конкурсе «Кошки. ru»
С 12 марта 2018 г. по 6 апреля 2018 г. в МАОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары был организован конкурс «Кошки. ru» по шести номинациям.
Конкурс для обучающихся образовательных учреждений проводился с целью разностороннего развития детей путем средств эстетического и экологического воспитания.
Основными задачами являлись: формирование у детей экологического сознания, доброго отношения к животным, сохранения семейных традиций, выявление талантливых детей, создание среды творческого общения между учащимися общеобразовательных школ, формирование их эстетического и художественного вкуса.
Конкурсные работы оценивались по следующим критериям:
1.Соответствие сюжета теме конкурса;
2.Оригинальность идеи;
3. Самостоятельность;
4. Последовательность и осмысленность изложения, выдержанность стиля, грамотность;
5.Литературно-художественные достоинства;
6.Воображение и творческий подход.
Представляем Вашему вниманию работу победителя Мальцева Артема, ученика 5Б класса МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары, участвовавшего в номинации «Моя удивительная кошка».
Мой любимый питомец
Кошки не похожи на людей:
Кошки - это кошки…
Кошки могут средь бела дня
Полежать спокойно у огня.
Кошки не болтают чепухи,
Не играют в домино и шашки,
Не обязаны писать стихи, -
Им плевать на разные бумажки…
Людям не сойти с протоптанной дорожки,
Ну, а кошки – это кошки!
Борис Заходер
Мое любимое животное – кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась – у меня дома появился забавный котенок. Мы его назвали Барни. Со временем Барни вырос в огромного красивого, прикольного черного кота Британской породы. У него огромные зеленые с поволокой глаза. Он может похвастаться пышными и длинными усами на своих пухленьких щечках. Носик у Барни тоже черненький, будто атласный, и при этом всегда холодный. Мне очень нравится, когда он, ласкаясь от избытка нежности, влажным носиком касается моей щеки и щекотно лижет своим язычком.
Распорядок дня моего кота таков: поиграть, покушать и поспать. Несмотря на свою показную вальяжность, Барни никогда не упускает возможности погоняться за мячом и часто ведет себя как герой стихотворения Агнии Барто:
Котёнок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет вбок...
Hикак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.
Мой дружок, четыре лапки, любит лазать по новым шторам и гардинам, оставляя острыми коготками на них зацепки. Наверное, представляет себя охотником в дикой природе, и шторы – это лианы. Однако моей маме эта игра совсем не нравится, так как мы не так давно переехали в новую квартиру. Если Барни при этом ругать, он делает невинную мордочку, широко распахивает глаза, все своим видом показывая, что здесь совсем ни при чем. Когда он наиграется и немножко угомонится, идет отдыхать в свой уютный «кошкин дом», на мягкую постельку с любимыми игрушками: мышками и птичками. Я тоже часто бегаю за ним и постоянно мучаю его и ничего не могу с собой поделать.
Барни очень умный кот. Иногда мне кажется, что он понимает человеческую речь, просто сам не умеет разговаривать. Обычно мой хвостатый друг, когда хочет ласки, подходит ко мне, мяукает ласково и трется об ноги. А еще вповедении Барни есть несколько пунктов в доме, которые для него являются табу. Во-первых, когда он голодный, никогда не запрыгивает на стол, не рыщет в поисках еды, а попросту подходит к своей миске и начинает ее катить к кому-нибудь, кто есть дома, либо начинает греметь ею. Во-вторых, никогда не дерет обои, так как ремонт квартиры делался при нем, и он настолько внимательно за этим наблюдал, что мастера в шутку прозвали его «прорабом». Правда, по милости же моего котика на подоконниках «исчезли» все цветы в горшках из-за его любознательности к растениям. Вначале он только лапкой дотрагивался до понравившихся ему цветочков, покусывал листочки, оставляя на них едва заметные следы от острых зубов. Однако со временем Барни это занятие так захватило, что он уже начал терзать и обгрызать стебли и листья, выгребать почву из горшков. Родители были не в восторге, и в результате нам пришлось отказаться от домашней растительности. Теперь мы довольствуемся цветами только на даче.
Наш Барни очень чистоплотный. Каждый день он усаживается на коврике и моет розовым язычком лапки, мордочку, уши и голову. Часто, не дожидаясь своего «банного» дня (по его режиму – раз в неделю), запрыгивает в ванну, упирается передними лапками в её край и своим громким мяуканьем всем нам дает понять, что он полностью готов к водным процедурам. А как он любит, когда на него, мокренького, направляют теплый поток воздуха фена! Он с удовольствием выгибается, подставляя то животик, то спинку. После каждой очередной уличной прогулки любит, когда ему вытирают лапки и вычесывают шерстку, при этом мурлыча от удовольствия.
Мой кот – самый настоящий путешественник. Он обожает кататься в машине на руках у мамы или у меня. Наш всеобщий любимец с любопытством наблюдает за калейдоскопом картинок, сменяющих друг друга за окном. Где он только не побывал с нами: и в Москве, и в Казани, и в Нижнем Новгороде, и даже в Крыму!
Мы с Барни самые лучшие друзья. Он мой пушистик. Я его очень-очень люблю, и он меня тоже. Я никогда не брошу своего котика в беде. Он член моей семьи.
Каждая жизнь – это маленький мир.
Но не игрушка и не сувенир.
Помни об этом, мой друг и кумир,
И не выбрасывай маленький мир…
С письменного согласия законного представителя ученика.
Алексеева З.В., учитель русского языка и литературы
Экскурсия в Музей космонавтики
Экскурсия в Музей космонавтики
В преддверии «Дня космонавтики» ученики 2 Б класса посетили мемориальный комплекс генерала-майора авиации, дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Андрияна Григорьевича Николаева, который находится в селе Шоршелы.
12 апреля 1961 года, военный летчик гражданин нашей страны Юрий Гагарин впервые побывал в космосе и стал первым в истории космонавтом. Сейчас уже 121 космонавт из нашей страны побывал в космосе, из них трое из нашей Чувашии. Но профессия космонавта для многих загадочна, ведь надо иметь мужество, чтобы шагнуть за пределы Земли, испытать на себе воздействие невесомости. Для детей это люди-герои, которыми надо гордиться, с которых надо брать пример, для нас это космонавт № 3 – Николаев Андриян.
В музее ребята с интересом слушали повествование экскурсовода о жизни и достижениях космонавта Андрияна Николаева, исторических фактов, предметах, связанных с полетом, с космосом. Это и его школьная парта, где он сидел, будучи учеником, и его одежда, а так же много предметов, используемых в полете (скафандры, космическая еда и др.).
Больше всего заинтересовал детей зал, посвященный пилотируемым космическим полетам. Специальные цветные витражи, красочные диорамы, цветовая гамма создают неповторимый мир космоса, витрина, где размещена полетная одежда космического комплекса «Салют - Союз». Каждый зал для детей был полон новых открытий, удивлений и неожиданностей. Притягивал взгляды учащихся зал с роскошным автомобилем, черным «ЗИС-110» ручной сборки.
Экскурсия стала познавательным и памятным событием не только для детей, но и для взрослых. Эта поездка надолго запомнится ребятам яркими и незабываемыми впечатлениями. По восторженным лицам детей и взрослых было видно, что поездка в музей стала для всех настоящим событием, которое останется в памяти.
Мы за здоровый образ жизни
«Мы за здоровый образ жизни»
В целях формирования ценностного отношения к своему здоровью в 3 А классе прошел классный час «Мы за здоровый образ жизни». Основная цель этого классного часа - расширение представлений о факторах, влияющих на сохранение и улучшение здоровья на примере жизни великого полководца А. В. Суворова. Дети подготовили сообщение о детстве и юношестве будущего полководца. Из рассказа ребята узнали о том, что уже в детстве А. В. Суворов проявил интерес к военному делу. Свой слабый от рождения организм он закалял физическими упражнениями. Вставал на рассвете, умывался и обливался холодной водой. Занимался ходьбой и верховой ездой в любую погоду. Необыкновенное трудолюбие , сила воли и упорство помогли стать ему великим русским полководцем. После активных обсуждений все пришли к выводу, как много значат в жизни каждого человека главные составляющие здоровья: движение, питание, режим и закаливание.
Классный час «Как питаешься, так и улыбаешься!»
Классный час «Как питаешься, так и улыбаешься!»
Классный час «Как питаешься, так и улыбаешься!», который прошел в 4-а классе 5 апреля, был посвящен Всемирному дню здоровья.
Ребята говорили о законах здорового питания, узнали, откуда пришло слово витамин и кто его придумал, вспомнили историю открытия майонеза и многое другое.
Интересно было узнать о том, что человеку на каждый день для здоровья необходимы примерно 60 веществ. Как же составить свой рацион таким образом, чтобы и вкусно было, и полезно? Ответ на этот интересующий их вопрос ребята получили, совершив удивительное путешествие по стране Кулинарии.
Думаю, что эта встреча поспособствовала формированию у учащихся потребностей в ЗОЖ, развитию чувства коллективизма, уважения и доброжелательного отношения друг -другу.
Классный руководитель 4-а класса: Кондратьева Роза Николаевна
Мы на выставке восковых фигур
Мы на выставке восковых фигур.
Весенние каникулы учащиеся 1 Б и 2 А классов МБОУ « СОШ №33» начали с посещения выставки восковых фигур, которая представлена в выставочном зале Чувашского национального музея. Здесь можно познакомиться со многими персонажами из волшебных сказок и миров: внушающих размеров фигура Гулливера с лилипутами на плечах, Избушка на курьих ножках, Белоснежка и семь гномов… Особенно с интересом рассматривали дети фигуры карликов-шутов, российскую императрицу из династии Романовых Анну Иоановну, мушкетёров, великого русского поэта А.С. Пушкина с его музой Н. Гончаровой. Здесь же была фигура первого космонавта Ю.Гагарина. Дети смогли познакомиться со своими любимыми героями не только по книжкам, но и увидеть персонажей своими глазами, узнать много нового. Экскурсия произвела на детей неизгладимое впечатление!
Интересные каникулы 2 Б
Интересные каникулы 2 Б
Во время весенних каникул ребята из 2 Б класса в сопровождении классного руководителя посетили кинотеатр “Синема 5” и посмотрели фильм о приключениях маленького и непоседливого крольчонка по имени Питер, который хочет пробраться в огород к грозному фермеру и вдоволь полакомиться там фруктами и овощами. Фермером является молодой человек, который наследует ферму в глухой провинции, а по прибытии выясняет, что обитатели местного леса совсем обнаглели и ходят по его земле, как у себя дома. Конечно. такое положение вещей его не радует и начинается великая война между людьми и животными. В ход идут все средства! Но дружба побеждает и все герои начинают жить в мире и согласии. В фильме много юмора, как раз для детей со всеми этими смешными падениями, ловушками в стиле «Один дома» и «Трудный ребенок», только вместо детей тут выступают кролики и другие животные. Очень добрый и милый фильм, и понравился всем.
Урок
Диарова Ирина Алексеевна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары (Чувашская Республика)
Разработка урока по теме: Обозначение единственности и множественности имени существительного (7 класс)
Язык обучения: школа с русским языком обучения
Учебная литература:
Стандарт начального и общего образования по чувашскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. И. А. Андреев (утв. Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики от 30.12.2006, № 906);
Программа по чувашскому языку для I –IX классов русскоязычных школ (на чувашском языке) / сост. И. А. Андреев. – Чебоксары, 2004. – 76 с.
Учебник: Андреев И. А., Р. И. Гурьева. Чувашский язык Чăваш чĕлхи / для 7 класса русскоязычной школы. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005. – 320 с.
Аннотация к уроку
Место урока в системе уроков. Учебник «Чувашский язык» для 7 класса составлен с учётом поурочного принципа. На 102 часа программы дан материал на 99 уроков. Если в 6 классе с целью формирования коммуникативных навыков в основном прорабатываются лексические темы, то программа 7 класса предусматривает достижение этой цели через сочетание разговорных тем и грамматического материала. Грамматический материал предусматривает изучение падежей, имен числительных, местоимений, спрягаемых и неспрягаемых форм глагола, различных типов словосочетаний, форм наклонений глагола.
Выбранную нами тему уместно проработать на 80 уроке – уроке повторения и обобщения, после изучения имен прилагательных, имен числительных и лексических тем «День города Чебоксары», «Соседи города Чебоксары. Казань», «Нижний Новгород», «Симбирск – Ульяновск». На данном уроке предусматривается систематизация употребления именной структуры, используемой для обозначения единственности и множественности предметов. Как при обозначении количества и признака имя существительное ставится в единственном числе, так и лексические средства обозначения множественности требуют форму единственного числа существительного. На данном уроке в рамках программы 7 класса грамматическая тема вынесена нами в тему урока, а лексическая – в эпиграф урока. Уровень подготовленности учащихся (чувашский язык изучался с 1 класса) позволяет вести урок на чувашском языке.
Тема урока:«Обозначение единственности и множественности предметов» (7 класс).
Тип урока: Урок систематизации и обобщения нового материала (по классификации Ю.А.Конаржевского).
Вид урока: урок-вернисаж.
Эпиграф урока: Нумай та пĕтет, сахал та çитет, пĕрле пурăннине мĕн çитет!
«И многое терпит упадок, и малое приносит достаток. Удел наш да будет общностью сладок»
Чувашская пословица, в переводе Юрия Семендера,
народного поэта Чувашии.
Цель урока:
- Обучающий компонент. Систематизировать знания, умения и навыки употребления имен существительных со словами, обозначающими единственность и множественность, совершенствовать коммуникативные компетенции; расширить и систематизировать знания о русском и чувашском языках, расширить лексический запас учащихся, продолжить овладение общей речевой культурой.
- Развивающий компонент. Создать условия для развития логического мышления, расширения представления о различии внутренней структуры языков различного строя (флективных и агглютинативных), расширения лингвистического кругозора, способности организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Воспитательный компонент. Создать условия для воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма; формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, ценностям народов России и народов мира.
Технологии: технология развития критического мышления, игровая технология, технология педагогического сотрудничества, проектная технология.
Методы обучения: 1) исследовательский метод, 2) проектный метод, 3) игровой метод, 4) наглядный метод.
Приёмы:1) самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор и схем» (опорные схемы и таблицы);
2) моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи;
создание моделей, конструкций; конструирование игр;
3) по классификации – имитационный, по характеру – обобщающе-творческий;
4) наглядность: картины, фотографии; таблица; демонстрационный материал: «картина (экспонат)» – «С хлебом солью встречаем гостей» (чувашская), «Чайная традиция» (татарская), «Русские пряники» (русская). «Пробуем башкирский кумыс» (башкирская); мультимедиапродукция: слайд 1. «Вид Земли из космоса», слайд 2. «Средства образования форм единственного и множественного числа имен существительных», слайд 3. «Природа средней полосы России», картина №1: «Пробуем башкирский кумыс», картина №2: «Русские пряники», картина №3: «Чайная традиция татар», картина №4: «С хлебом солью встречаем гостей».
Словарная работа:
а) вернисаж – торжественное открытие выставки, экспонат – предмет, выставляемый на выставке, коллаж – произведение, выполненное наклеиванием на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета;
б) темиçе - несколько, пĕртен-пĕрре (пĕртен-пĕр) – единственный (-ая, -ое, -ые); нумай, чылай - много, нумай мар - немного, сахал - мало, сахал мар – немало; пĕччен – одиночный, одинокий, тĕрлĕ – разный (-ая, -ое, -ые).
Оборудования: национальные костюмы (чувашский, русский, татарский, башкирский), проектор, компьютер.
Ход урока
I. Вызов
Учитель: Сывлăх сунатăп, ачасем! (Здравствуйте, дети!)
Приглашаю вас на вернисаж «ЗD» – открытиевыставки. Добро пожаловать!
(Звучат несколько аккордов песни Р. Паулса на стихи И. Резника «Вернисаж» в исполнении Лаймы Вайкуле и Валерия Леонтьева).
Обратите внимание на первый экспонат (Слайд 1. Вид Земли из космоса).
– Что на нём изображено?
Ожидаемый ответ: звёзды, планеты, земной шар.
–Что из них ближе вашему сердцу и почему?
Ожидаемый ответ: Земля, общий дом человечества.
Учитель: Какой грамматический признак объединяет или различает формы слов «звёзды», «планеты», «земной шар»?
Ожидаемый ответ: Сходны по форме падежа: это существительные в именительном падеже. Различаются по признаку грамматического числа: звёзды, планеты – имена существительное во множественном числе, земной шар – в единственном.
Учитель: основываясь на этом наблюдении, выскажите свои предположения по теме урока.
Ожидаемый ответ: способы образования единственного и множественного числа имен существительных, употребление имён существительных в единственном числе и множественном числе.
Учитель: пишет на доске тему урока «Обозначение единственности и множественности предметов».
Теперь обозначьте основную учебную цель урока.
Ожидаемый ответ: Научиться правильно выражать в речи единственность и множественность предметов.
Учитель: Тема и цель урока вами определены правильно.
(Звучит «Вернисаж», как бы сопровождая переход к следующему экспонату).
II. Осмысление
1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний (работа в парах: «Мозговой штурм»).
Учитель: Приглашаю вас к следующему экспонату. Вы видите таблицу (Слайд 2. Япала ячĕн пĕрреллĕ тата нумайлă хисеп формине тумалли мелсем «Средства образования форм единственного и множественного числа имен существительных»).
Предлагаю внимательно изучить его, обсудить в парах и подготовиться прокомментировать.
Экспонат №2. Средства образования форм единственного и множественного числа имен существительных
В русском языке | В чувашском языке |
Фонетический способ | |
Перенос ударения | |
Лицоʹ – лиʹца, числоʹ – чиʹсла | - |
Морфологический способ | |
Окончание имени существительного | |
дом – дома, река – реки, холм – холмы и т.д. | - |
Изменение основы | |
человек – люди, ребёнок – дети, лоб – лбы, дно – донья |
- |
Аффиксально-суффиксальный способ | |
Суффикс Знамя – знамёна, племя – племена, сын - сыновья |
- |
- |
Аффикс -сем |
Лексический способ | |
Имя числительное | |
Один – «два» и далее, несколько | Пĕрре – иккĕ (ик) – два и далее, темиçе – несколько, пĕртен-пĕрре (пĕртен-пĕр) – единственный (-ая, -ое, -ые) |
Имя прилагательное | |
Одиночный (-ая, -ое, -ые) |
Нумай - много, чылай - много, нумай мар - немного, сахал - мало, сахал мар – немало, тĕрлĕ – разный (-ая, -ое, -ые) |
Наречие | |
Много, мало | Пĕччен – одиночный (-ая, -ое, -ые), одинокий (-ая, -ое, -ые) |
Ожидаемый ответ: В русском языке способов обозначения множественности больше, чем в чувашском. Это не значит, что чувашский язык беднее русского, так как чувашский язык этимколичеством средств передает в речи все необходимые значения единственного и множественного числа, как и любой другой язык.
Учитель: Ребята, Вы очень наблюдательны и лингвистически эрудированны.
Теперь потренируемся в правильномупотреблении интересующих нас сегодня форм в чувашской речи (Песня «Вернисаж»).
2. Первичный этап обобщения и систематизации изученного (рефлексия)
- Повторение средств обозначения единственности и множественности предметов (работа с учителем методами «ассоциации», «сравнение»).
Учитель: скажите, пожалуйста, на какие ассоциации выводят вас термины «множественное число» и «единственное число»?
Ожидаемый ответ: один и много.
Учитель: какая форма имени числительного «один» употребляется в сочетании с именами существительными? Приведите примеры.
Ожидаемый ответ: краткая форма: пĕр, пĕр ача «один ребёнок, пĕр сехет «один час» и т.д.
Учитель: как будет по-чувашски «единственный (-ая, -ое, -ые)»? одиночный (-ая, -ое, -ые)? Приведите примеры словосочетаний.
Ожидаемый ответ:пĕртен-пĕр, пĕртен-пĕр сăмах «одно-единственное слово» и т.д., пĕччен, пĕччен çын «одинокий человек», пĕччен йывăç «одиночное дерево» и т.д.
Учитель: обобщите, каким способом можно обозначить единственность в чувашском языке? а в русском?
Ожидаемый ответ: в чувашском языке формой единственного числа имени существительного, сочетанием имени существительного со словами пĕр – один, пĕртен-пĕр – единственный (-ая, -ое, -ые), пĕччен – одиночный (-ая, -ое, -ые); в русском языке единственность обозначается также, как в чувашском.
Учитель: каким способом можно обозначить множественность в чувашском языке? в русском?
Ожидаемый ответ: прибавлением аффикса -сем к имени существительному, сочетанием имени существительного со словами нумай «много», чылай «много», нумай мар «немного», темиçе «несколько», сахал «мало», сахал мар «немало», тĕрлĕ «разный (-ая, -ое, -ые)». В русском языке кроме обозначенных в таблице способов множественность обозначается словами, имеющими только форму множественного числа, как ножницы, сани.
Учитель: предлагаю вам сравнить две группы русских словосочетаний, обнаружить сходство и различие форм в этих группах.
- Много цветов, немного деревьев, мало медведей, немало овощей, несколько елей.
- Много скота, немного рыбы, мало мошкары, немало труда.
Ожидаемый ответ: Словосочетаниями обеих групп обозначается множественность предметов. В первой группе имена существительные употреблены в форме множественного числа. Имена существительные в словосочетаниях второй группы употреблены в единственном числе, хотя они обозначают множественность предметов.
Учитель: Заметьте, чувашский язык для обозначения множественности предпочитает вторую из данных моделей именных словосочетаний, когда имена существительные ставятся в единственном числе, множественность обозначается лексически при помощи числительных и слов нумай, чылай, темиçе и т.д. (предлагает смотреть по таблице). Например, Суя чупать çĕр çул(па), чăнни утать пĕр çул(па) «Обман бежит сто дорогами, правда идёт одной дорогой» (чувашская пословица). Как видите, и с именем числительным пĕр «один», и с именем числительным çĕр «сто» слово çул «дорога» употребляется в форме единственного числа.
- Практическое применение знаний, умений и навыков.
Учитель: Приглашаю вас пройти к следующему экспонату. Слайд 3. «Природа средней полосы России» (Экспонат №3).
– Скажите по-чувашски, каких предметов на этих картинах много и каких предметов в единственном числе.
Работа в группах.
Инструктаж: работа проходит в двух группах. 1 группа составляет словосочетания и предложения, в которых обозначаетсяединственность предметов; 2 группа – множественность предметов, используя экспонат №3.
(В группах по очереди выслушивают ответ каждого, при необходимости исправляют ошибки).
Импровизации к экспонату. Какие словосочетания и предложения вы составили?
Работа в форме дебатов – каждая группа называет свои словосочетания, переводит их на русский язык (учащиеся сами определяются парами, кто чей ответ переводит).
Ожидаемые ответы первой группы):
Словосочетания: пĕр хула «один город», пĕр йывăç «одно дерево», пĕр вăрман «один лес», пĕр юхан шыв «одна река», пĕччен йывăç «одиночное дерево», пĕртен-пĕр чăрăш «единственная ель», пĕр мăрье «единственная труба», пĕр ÿкерчĕк «одна картина»;
Предложения: Вăрман хĕрринче чăрăш ÿсет «На опушке леса растёт одна ель»; Аякра пĕр мăрье курăнать «Вдалеке виднеется одна труба»; Çывăхра пĕр юхан шыв юхса иртет «Вблизи протекает одна река»; Юхан шыв çинче пĕччен кимĕ ишет «По реке плывёт одинокая лодка».
Учитель: проверим работу 2 группы, работаем в тех же парах.
Ожидаемые ответы второй группы:
Словосочетания: нумай йывăç «много деревьев», чылай юр «много снега», сахал мар вăрман «немало лесов», сахал юхан шыв «мало рек», икĕ çын «два человека», йĕр чылай «много следов»; ÿкерчĕксем «картины, виды»;
Предложения: Вăрманти нумай йывăç чирлĕ «Многие деревья в лесу больны»; Паркра чылай хурăн хăрнă «Много деревьев в парке засохло»; Çынсем нумай чăрăш лартнă «Люди посадили много елей»; Халĕ сахал юхан шыв таса «Сейчас мало чистых рек»; Çĕр çинче нумай çын пурăнать «На земеле живёт много людей»; Пулăçăсем чылай пулă тытнă «Рыбаки поймали много рыбы»; Икĕ пулăçă кимĕпе ишет «Двое рыбаков плывут в лодке».
3. Вторичный этап обобщения и систематизации изученного (рефлексия).
Учитель: Ребята, за работу хвалю и замечу, что при употреблении имён существительных со словами, обозначающими множественность, сами чуваши делают ошибку, употребляя имена существительные во множественном числе – сказывается влияние русского языка. Например, могут сказать нумай чĕр чунсем – многие животные, вместо нумай чĕр чун, сахал ачасем – мало детей, вместо сахал ача.
– Интеллектуальная рефлексия: Скажите, какие проблемы нашей жизни прозвучали в ваших предложениях?
Ожидаемый ответ: Проблемы экологии – охраны окружающей среды, сохранении природы.
– Работа с текстом (экспонат №4).
Приём «3D». Звучит фрагмент поэмы народного поэта Чувашии Педера Хузангая «Тăван çĕршыв – Родина» на фоне минусовки песни «Вернисаж».
– Найдите в тексте словосочетания, в которых обозначены единственность и множественность предметов (Поиск ответов с использованием текста).
Мĕн-ши вӑл Тӑван çĕршыв? Аякра-ши, çывӑх-ши? Аякра та, çывӑхра та. Каласа парам, тӑхта. Аслӑ çулӑн хĕррине Юпа лартнӑ, ун çумне Шĕвĕр пуçлӑ ик хӑма Çырса çапнӑ вулама. Пĕр хӑми çине Канаш Тесе çырнӑ çав юлташ, Теприне вӑл пит катмар Авса хунӑ –Шупашкар. Çавӑ-шим çĕршывӑмӑр? Ҫав та, ҫав кӑна та мар. Иртрĕн Сĕнтĕрвӑрринчен, Куславкка патне çитен, Малалла шусан-шусан Курӑнса каять Хусан. Эс тутар çĕрне тухан. Ҫĕр ӑшне тĕпче пĕлсе Нефть уçлаççĕ пикенсе. Шур Атӑла лекиччен Малалла ишсен-ишсен Пушкӑртсен çĕрне кĕрен, Кĕнĕ çемĕн тĕлĕнен. Атӑл анлӑланнӑçем Çĕнĕрен çĕн хуласем Куç умне тухса пырать, Ав Ульяновск курӑнать. Унта пĕр чӑвашИван Мĕскĕн тӑлӑх туратран Вĕренсе, ӑсла тухса Хӑй вĕрентнĕ-мĕн ӑса. Çĕршыва пӑхатӑн та Мĕн кӑна ун çук-тӑр тен. Хура тинĕс – кӑнтӑрта, Шурӑ тинĕс – çурçĕрте. Кунашири утравпа Сахалин таран лапах Тĕрлĕрен чĕлхе тӑнлан, Пурте пирĕншĕн – тӑван. Сарлака Россия-Русь! Никама та çук чару: Тĕрлĕрен чĕлхепеле Юрӑ хур, вĕрен, пупле... Ҫавӑ-ши çĕршывӑмӑр? «Ҫавӑ! – тетпĕр яланах. – Ҫавӑнта кун куртӑмӑр. Тав, мухтав Российӑна!» |
Что ж такое Родина? Далеко ли она, близко ли? И далеко, и близко. Погоди, всё растолкую. На краю большой дороги Столб поставлен, и на нём Две доски висят с указанием Направления пути. На одной доске Канаш Написал товарищ наш. На другой он также ловко Обозначил Шупашкар. Это ль Родина, ребята? Это, и не только это. Ты проехал Марпосад, К Козловке приближаешься, Всё плывёшь вперёд, и глянь: Появляется Казань. Перед нами – Татарстан, Вышки, словно ветряки, Нефть качают здесь из недр. Плавая по Волге вниз, Не дойдя до реки Белой, Поклонишься ты земле, Что зовут Башкортостан. Расширяется река, Вдаль отходят берега, Лица новых городов Ты оценивать готов: Вот перед тобой Ульяновск, Там один чуваш, Иван, Сирота, подпасок бывший, Смело встал на путь ученья, Начал сам потом учить, К свету свой народ тянуть. Смотришь на свою страну: И чего там только нет! Море Чёрное – на юге, Море Белое – на севере. И до дальних до краин, Где Кунашир и Сахалин, Много разных языков, Все они родные нам. Широка Россия-Русь! И кругом запрета нет: На наречиях различных Песню складывай, общайся... Эта ль Родина-страна? Отвечаем: – Да, она! Здесь мы все на свет родились И России пригодились! Ю. Семендер (Подстрочный перевод) |
Ожидаемый ответ: (Называемые учащимися словосочетания выделены курсивом).
- 4.Рефлексия.
Учитель: пользуясь найденными словосочетаниями, составьте противопоставления со словами нумай «много» и пĕрре «один», например, çĕршыв нумай – Тăван çершыв пĕрре «много стран – Родина одна», чĕлхе нумай – тăван чĕлхе пĕрре «много языков – родной язык один» и т.д.
Ожидаемый ответ:
Юхан шыв нумай – Атăл пĕрре «много рек – Волга одна», халăх нумай – чăваш (вырăс, тутар, пушкăрт тата ыт.) халăхĕ пĕрре «народов много – чувашский (русский, татарский, башкирский и др.) народ один», хула нумай – Шупашкар пĕрре «городов много – Чебоксары одни» и т.д.
Учитель: продолжим ознакомление с экспонатами вернисажа.
- 5.Проверка домашнего задания.
Учащиеся представляют подготовленные ими творческие проектные работы под названием «Туслăх кăшăлĕ» – «Венок дружбы» (рассказывают на чувашском языке).
Экспонат № 5. Коллаж «Пробуем башкирский кумыс».
Башкирский кумыс – это квашеное кобылье молоко. Кумыс готовили в деревянных липовых или дубовых кадках. В сосудах из другого дерева кумыс быстро прокисает. Казахская пословица гласит: «Как нет возраста лучше сорока лет, так нет лучше пищи, чем кумыс». Кумыс – это освежающий кисловато-сладкий пенистый напиток беловатого цвета, является полезным общеукрепляющим напитком. Впервые кумыс упоминается в трудах древнегреческого историка Геродота. Описывая быт скифов, он писал, что любимым напитком этого народа был кумыс. Разновидностей кумыса более тридцати. Кумыс является одним из любимых напитков многих народов. Кумыс стал национальным напитком казахов, киргизов и других кочевых народов. Башкиры изготавливают кумыс только из кобыльего молока.
Пробуем башкирский кумыс
Учитель: Слово сĕт «молоко», кăмăс«кумыс», используется во множественном числе?
Ожидаемый ответ: Нет, потому что жидкие вещества не подвергаются счету.
Экспонат № 6. Коллаж «Русские пряники».
На Руси пряники известны с давних пор. Готовили их на меду, с добавлением различных пряностей. От слова «пряность» и родилось слово «пряник». Пряники были лакомством в рождество, на свадьбе невесте дарили пряник. Большие пряники – это пожелание здоровья, счастья, благополучия. По народному поверью пряники помогают в лечении тяжелых болезней, приносят счастье. Пряники являлись своего рода признаниями в любви и симпатии. Первые пряники были лепными, их делали руками из теста. Потом стали использовать для их изготовления резные доски-формы. Особенно пряники вкусны, когда их запиваешь с чаем из русского самовара.
Самовар был необходим для русской церемонии чаепития. На рубеже XVIII века самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта, он атрибут семейного покоя.
Учитель: Как вы думаете, у имени существтельного «чай» есть форма множественного числа?
Ожидаемый ответ: Для обозначения наличия разных сортов чая используется форма чаи, по-чувашски чейсем.
Учитель: Скажите, употребима форма пĕремĕк ил «купить пряники» в наши дни?
Ожидаемый ответ: Конечно, возможно.
Экспонат № 7. Коллаж «Чайная традиция татар».
«Чайный стол – душа семьи», – говорят татары. Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. По желанию добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Чай любят пить из маленьких чашек, чтобы он не успевал остыть. На чайный стол ставят чашки, тарелки, сахарницы, молочники, кладут чайные ложки. Самовар начищают до блеска, Чаепитие проходит в приятной беседе, создаёт настроение в праздники и в будни. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
Учитель: Как вы думаете, у имени существтельного «чай» есть форма множественного числа?
Ожидаемый ответ: Для обозначения наличия разных сортов чая используется форма чаи, по-чувашски чейсем.
Экспонат № 8. Коллаж «С хлебом-солью встречаем гостей».
Хлеб является символом большого труда и благополучной жизни, соль защищает от враждебных сил.Хозяева, поднося гостям хлеб-соль, проявляют к ним свое расположение. Угостить хлебом-солью – значит проявить уважение и гостеприимство, пожелать благополучия и достатка. Бывает, сами гости приходят в дом с хлебом и солью, показывая своё доброе расположение к хозяевам. Хлеб да соль всегда подают на рушнике, рушник символизирует дорогу. С хлебом-солью родители встречают новобрачных, хлеб с солью вносят в новый дом. Во время праздника хлеб-соль должны лежать на столе, как символ покровительства дому и постоянной готовности принять гостя и накормить его. Угощение хлебом-солью не только способствовало установлению дружеских отношений между людьми, но и придавало этим отношениям оттенок сердечной привязанности.
Учитель: Скажите, у имени существтельного «çăкăр-тăвар» есть форма множественного числа?
Ожидаемый ответ: Нет, потому что это собирательное имя существительное.
Третий этап обобщения и систематизации изученного (рефлексия).
– Какая народная традиция объединяет представленные картины?
– Как вы понимаете слово «гостеприимство»?
– Что является самым важным в ритуале гостеприимства?
Ожидаемый ответ: духовное единство (единение), задушевный разговор, в котором раскрывается забота, любовь, дружба, внимание и т.д.
III. Рефлексия
1. Устное слово
Учитель:
- Достигли мы обозначенных учебных целей урока? Как обозначается единственность в чувашском языке? Множественность?
Ожидаемый ответ: единственность в чувашском языке обозначается в чувашском языке формой единственного числа имени существительного, сочетанием имени существительного со словами пĕр – один, пĕртен-пĕр – единственный (-ая, -ое, -ые), пĕччен – одиночный (-ая, -ое, -ые); в русском языке единственность обозначается также, как в чувашском;
множественность - прибавлением аффикса -сем к имени существительному, сочетанием имени существительного со словами нумай «много», чылай «много», нумай мар «немного», темиçе «несколько», сахал «мало», сахал мар «немало», тĕрлĕ «разный (-ая, -ое, -ые)».
- Вы догадались, почему вернисаж называется ЗD? Как можно расшифровать эту аббревиатуру?
Ожидаемый ответ: Один вариант: ЗD– это три слова на букву Д. Это могут быть слова дом, добро, друг, друзья, дружба, достаток, достояние, досуг и т. д. Другой вариант: в этой аббревиатуре З -это буква «з», тогда ЗD – это Земля и, например, дом, дорога и т.д.
2. Импровизация текста (составление слогана)
– Составьте слоган для ЗD. Затем отметим, чей слоган будет полнее отражать его содержание.
Ожидаемый ответ: ДОМ – это ДРУЖБА, ДОСТАТОК, ДОБРО; ДРУЖБА, ДРУЗЬЯ – ЭТО ДОСТОЯНИЕ! ЗЕМЛЯ – ДОМ, ДОБРО, ДРУЗЬЯ; ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ! ДА ЗДРАВСТВУЕ ДРУЖБА! и др.
Учитель: Всё живое на Земле приспосабливается к жизни – и травка, и листик, и паучок… Борьба за жизнь привела к опыту, что выжить легче вместе. Всё живое стремится объединиться – в колонии, стаи, стада, сообщества, семьи. Люди пошли дальше в своём опыте – объединившись в племена, народы, нации, они накапливают опыт сотрудничества, общения друг с другом.
– Кто является автором и исполнителем песни «Вернисаж»?
– Что приносит успех, достаток, благополучие? (дружба, сотрудничество).
– Это подтверждает песня «Вернисаж»?
Ожидаемый ответ:«Худой мир лучше доброй ссоры», – говорят русские, «И многое терпит упадок, и малое приносит достаток. Удел наш да будет общностью сладок!» – говорится в эпиграфе нашего урока. Песня «Вернисаж» – маленький пример успешного сотрудничества людей разных наций: латышей Раймонда Паулса и Лаймы Вайкуле, россиян Ильи Резника и Валерия Леонтьева.
Учитель:
– Если Земля – это наш общий дом, то кто мы на ней?
– Как должны мы вести себя в гостях?
Ожидаемый ответ:Как уставшему путнику добрый хозяин не откажет в том, чем сам «богат», так и планета Земля является нашей колыбелью и кормилицей. Чуваш никогда не съедает и не выпивает все до дна, чем его угощают. Такова народная философия – должно остаться для потомков…
Чистый воздух, голубую воду, свежую жизненную зелень растительности, богатство земных недр!
8. Задание на дом (с использованием Интернет-ресурсов).
Задание на выбор: Напишите близкое по смыслу к текстам песен изложение на чувашском языке
- «С чего начинается Родина?» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).
- «Венок Дуная» (слова Евгения Долматовского, музыка Оскара Фельцмана).
С чего начинается Родина? (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
"Венок Дуная" (музыка Оскара Фельцмана, слова Евгения Долматовского)
Вышла мадьярка на берег Дуная,
Бросила в воду цветок,
Утренней Венгрии дар принимая,
Дальше понесся поток.
Этот цветок увидали словаки
Со своего бережка.
Стали бросать они алые маки,
Их принимала река.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай,
Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет красив он и ярок.
Встретились в волнах болгарская роза
И югославский жасмин.
С левого берега лилию в росах
Бросил вослед им румын.
От Украины, Молдовы, России
Дети чудесной страны
Бросили тоже цветы полевые
В гребень дунайской волны.
Литература:
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Логос, 2002. –528 с.
Загашев И. О., Заир-Бек. С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
Книга для внеклассного чтения: для 7 класса / Иванова Н. Г. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 272 с.
Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С Уолтер. Пособие 1. – М.: Изд-во ИОО, 1997.
Сергеев Л. П. Чувашский язык: для студентов факультета чувашской филологии / Л. П. Сергеев, Е. А. Андреева, В. И.Котлеев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2012. – 431 с.
Интернет-ресурсы:
http://muzoton.ru/1532-shhit-i-mech-s-chego-nachinaetsya-rodina.html
Экскурсия в КВЦ «Радуга»
Экскурсия в КВЦ «Радуга»
В дни весенних школьных каникул, 26 марта, учащиеся 1 в и 1г классов посетили культурно-выставочный центр «Радуга». Их встретили тепло, доброжелательно, и они отправились в путешествие - " Путешествие в Индию".
В ходе экскурсии состоялся мастер-класс. Детям удалось побыть художниками и сделать самим слона. В ходе работы они использовали шаблон, клей и сыпучий материал. Далее их пригласили в музей и рассказали много интересного о слонах. Первоклассникам даже удалось померить на себе одежду – сари и построить дворец Тадж-Махал. "Путешествие в Индию" всем очень понравилось.
Страница 34 из 47